Раскрыто масштабную схему заработков перевозчиков и власти на маршрутках

Бюджет недополучает большие средства, а пассажиры рискуют здоровьем и жизнью.

В транспортной системе Украины существует гигантская пирамида, в которой практически невозможно найти конкретного ответственного ни за маленькое нарушение, ни за большую катастрофу.

Об этом ТСН.Тиждень рассказал предприниматель.

Частные перевозчики не просто составили конкуренцию коммунальному транспорту, а практически вытеснили большие автобусы с городских улиц.

Большие автобусы – это большая безопасность, больший комфорт и меньшая загруженность улиц. Но городские чиновники объясняют инвестпроектом, почему соглашаются предоставлять маршруты сотням малоприспособленных маршрутных такси.

Бизнесмен обещает, что будет возить пассажиров на опасном металлоломе только год, но насобирает за это время деньги на инвестицию и купит приличную технику.

Такой обман длится десятилетиями. Самое интересное в этом деле – компании, которые вообще не имеют собственных автобусов. Достаточно показать “когда-то и как-то” добытую лицензию на пассажирские перевозки и иметь “очень правильные” контакты в мэрии, чтобы выиграть конкурс на монопольное управление маршрутами. Дальше все напоминает перепродажу прав всем, кто эти автобусы имеет. Оформляется все это как аренда. Чтобы выйти на маршрут, водитель платит такой прокладке определенную сумму на день.

По словам Валерия Шибика, уплачивается сумма за выезд на маршрут в размере 350-450 грн. Прокладка-арендодатель получает миллионы и буквально заинтересована, чтобы на маршрут вышло максимальное количество маленьких, а не больших машин. Математика такая: один водитель платит 450 гривен в день. Это нужно умножить на 30 рабочих дней. Получается сумма в 13500 грн в месяц. Расходы фирмы-перевозчика максимум на месяц 3500 гривен (минимальные налоги, аренда гаража). Остается 10000 гривен в месяц чистой прибыли от одного водителя.

Если ты выпустил 60 машин, читайте, заработал 600 тысяч гривен. А если ты выпустил на маршрут 100 машин, заработал миллион гривен. Поэтому для чего выпускать один “Богдан” и снять с него 400 грн, когда надо выпустить два Sprinter и снять с него 800 грн“, – рассказал Шибико.

В Киеве доходы прокладки вдвое выше. Водитель платит за выезд на маршрут около тысячи гривен, а расходы перевозчика – почти такие же как в регионах. Следовательно, чистый заработок перевозчика достигает 25 000 грн с одного водителя. Чтобы хоть что-то заработать, работают вместо 8 часов 14, буквально засыпая за рулем от усталости. Они устраивают гонки, чтобы перехватить у конкурента пассажиров.

Чтобы изменить ситуацию, надо на законодательном уровне закрепить пребывание машин перевозчика в его собственности. А следовательно – полную ответственность за все, что происходит на маршруте.

Недавно правительство утвердило изменения относительно регулирования пассажирских перевозок. Постановление называют прорывом. Касаются они уменьшения количества тендерных документов, предоставление преимущества перевозчикам, которые имеют более экологичные машины, обустройство мест для инвалидов. Но перевозчики могут сказать – у нас нет таких бусов.

О внесении изменений в Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта” и “О внесении изменений в Порядок проведения конкурса по перевозке пассажиров на автобусном маршруте общего пользования“:

  • введение конкурса на межобластные автобусные маршруты по заявительному принципу;
  • введение требований по обязательному наличию на городских и пригородных маршрутах автобусов приспособленных для перевозки лиц с инвалидностью в количестве 35% к концу 2019 года, а с 2020 года – 50%;
  • предпочтение на конкурсе будет предоставляться перевозчику который предлагает низкопольные автобусы, электробусы, автобусы с большей категорией экологичности (Евро 3-Евро 6);
  • перевозчику, который работал на маршруте без нарушений, предоставляется право продлить разрешение еще на 5 лет при условии инвестирования в обновление автопарка;
  • упрощение процедуры проведения конкурса на внутриобластные, пригородные, городские автобусные маршруты за счет уменьшения количества документов, которые подаются на участие в конкурсе и постепенный переход на электронную систему подачи документов;
  • упрощение процедуры открытия новых автостанций и решение давно существующей проблемы взаимоотношений перевозчиков и автостанций.

Максимальный выход из тени этого бизнеса, то есть монетизация услуг – переход на безналичную оплаты. Он сразу начнет развивать этот бизнес, потому что люди, которые не хотят вкладывать деньги, отсеятся. Им не будут интересны белые деньги, когда этот бизнес выйдет в белое, он начнет развиваться и будут услуги“, – считает Валерий Шибико, перевозчик.

Не пропустіть

Цей веб-сайт використовує файли cookie щоб вам було зручно користуватися сайтом. Прийняти