Найдена уникальная “Таврия” с пробегом меньше тысячи километров

26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию об официальном прекращении существования Союза Советских Социалистических Республик. Буквально за месяц до этого события, один из жителей города Харьков отправился на Запорожский автозавод, чтобы за свои кровные 5429 рублей приобрести новенькую, с иголочки “Таврию”, сообщает i24.

Именно в такую сумму оценивалась “Люкс” (в народе — “экспортная”) модификация ЗАЗ-110216 — с дополнительными указателями поворотов на крыльях, пластиковыми колпаками колес, новыми фарами с наклонным рассеивателем, декоративными молдингами на боковинах, а также очистителем, омывателем и обогревом стекла третьей двери.

Интерьер такого хэтчбека щеголял новым 4-спицевым рулем, более удобными передними креслами с подголовниками и комбинированной обивкой (ткань/кожзам). По сравнению с базовой моделью изменены торпедо, приборная панель, электрооборудование, появился двухрычажный переключатель под рулевым колесом.

Как это часто бывало в те годы — автомобиль приобретался совсем не для эксплуатации. Главной целью покупателя — было спасение личных сбережений, которые хранились в стремительно обесценивавшихся советских рублях. Одним словом — классическая история “капсулы времени”.

Когда мы обнаружили данную машину в Харькове прошлой осенью, на ее одометре было всего 900 километров пробега. Из них 300 км — это перегон из Запорожья в уже далеком 1991 году. Все эти годы “Таврия” хранилась в сухом гараже и практические не ездила.

Тем не менее, хозяин у машины был очень запасливым. Багажник советской малолитражки был буквально забит различными автомобильными артефактами из СССР. Помимо насоса, домкрата и заводского инструмента в нем лежали фирменным подкрылки, 2 комплекта стальных решеток на фары (в те годы это был последний писк гаражного тюнинга), советская автосигнализация “Спрут”, антистатики, ремни безопасности для задних сидений фирмы Norma, целая горсть новых свечей зажигания, огнетушитель и всяки мелкие запчасти. Все — абсолютно новое и никогда не использовалось.

Кто смотрел в 90-х годах сериал Спрут с легендарным комиссаром Катанни? А здесь — советская автомобильная сигнализация с аналогичным названием!

По словам человека, который продал нам данный ЗАЗ-1102, в топливном баке даже был бензин еще советских времен! Конечно, проверить это утверждение было непросто, но после доливки уже свежего топлива, замены масел, свечей и ремней — автомобиль запустился весьма бодро.

Под капотом переднеприводного хэтчбека — двигатель МеМЗ-245 водяного охлаждения, рабочим объемом 1,1 и мощностью 51 л.с. В паре с мотором работает 5-ступенчатая механическая коробка передач.

МеМЗ-245 водяного охлаждения: 1,1-литровый 4-цилиндровый двигатель выдавал 51 л.с.

Работы над созданием модели с передним приводом в Запорожье велись еще с конца 60-х годов, но лишь в 1978-м был получено официальное техническое задание на разработку и внедрение производство от Минавтопрома СССР.

Примечательно, что инженеры и конструкторы ЗАЗа продвигали собственные наработки, но тогдашний руководитель отрасли В. Н. Поляков настоял на перепроектировании авто с оглядкой на популярную европейскую модель Ford Fiesta образца 1976 года, несмотря на отрицательную оценку данной модели испытателями завода.

Шли годы, задание на разработку и далее продолжало постоянно меняться — вслед за Fiesta, новыми ориентирами становились Austin Metro, Fiat Uno и еще ряд других импортных малолитражек. Все это было дополнено нехваткой финансирования, ведь львиную часть средств министерство направляло Волжскому автозаводу на освоение новых переднеприводных моделей 2108/2109 “Спутник”.

Первые серийные “Таврии” сошли с конвейера Запорожского автозавода лишь 18 ноября 1987 года. Начальная стоимость базовой модели 1102 составляла 5100 рублей. Автомобиль позиционировался как исключительно экономичный автомобиль, хотя по современным меркам потребление топлива не такое уж и маленькое: 6,9 л/100 км в городском цикле и 4,6 — по трассе при скорости 90 км/ч.

Динамические показатели модели также были весьма скромными: максимальная скорость составляет 145 км/ч, а на разгон от 0 до 100 км/ч уходит 16,2 секунд. Снаряженная масса стандартной “Таврии” — 745 кг, а вариант “Люкс” был тяжелее на 17 кг.

Одна из фишек Таврии: крышка заливной горловины бензобака с кодовым замком. В эпоху дефицита топлива — весьма актуальная опция!

По сравнению с устаревшим заднемоторным “Запорожцем” ЗАЗ-968М, который выпускался параллельно c “Таврией” вплоть до 1994 года, новинка могла похвастаться не только легкость управления, а и более эргономичным салоном с удобной посадкой.

Штатной автомагнитолы здесь нет, зато под рулевой колонкой установлен октан-корректор, а в бардачке нашлось правое наружное зеркало заднего вида и фонарик.



Не пропустіть