Водителям рассказали, как долго можно хранить топливо в канистре
Бензин по своей химической сущности не может являться продуктом длительного хранения. Он теряет летучие фракции, окисляется, концентрирует в себе смолистые вещества, что в конце концов влияет на эксплуатационные качества, сообщает Авто24.
Именно срок хранения бензина зависит от технологии его получения. Не вдаваясь в технические подробности, скажем, что наиболее распространенные товарные бензины в Украине должны иметь гарантийный срок хранения не менее 6 месяцев (ГОСТ 7687:2015 “Бензины автомобильные Евро”).
Но есть специальные бензины, предназначенные для хранения на предприятиях государственного материального резерва, а также для нужд обороны государства, ликвидации чрезвычайных ситуаций и на экспорт. Согласно ДСТУ 8704:2017 автобензины длительного хранения имеют срок годности 5 лет. Но такое топливо вряд ли можно встретить в продаже.
Его секрет – способ получения: химически стабильные прямогонные бензины и бензины, полученные путем каталитического риформинга. То есть получить бензин длительного хранения можно только по промышленной технологии на нефтеперегонном заводе и никак иначе.
Что же случается с бензином, “перележавшим” свой срок хранения?
Если говорить на научном языке, он прежде всего окисляется. При этом в бензине скапливаются смолистые вещества, которые со временем откладываются на емкости и деталях топливной системы автомобиля. От возраста распадаются некоторые присадки – в частности моющие, они выпадают в осадок. Кроме того, улетучиваются фракции, добавленные в бензин для повышения октанового числа. Ускоряет эти нехорошие процессы высокая температура, контакт с воздухом и сплавами.
Что будет с машиной от старого бензина
Двигатель может не запуститься. Из-за потери летучих фракций пусковые свойства горючего страдают едва ли не в первую очередь. Можно попытаться запустить мотор на небольшой порции свежего бензина и после прогрева перейти на “просроченное” топливо.
Двигатель будет испытывать детонации. Октановое число старого бензина обязательно падает. Избегать режима работы двигателя, когда из-под капота слышен “стук пальцев” – звук детонации, взрывовидного сгорания топлива. Обычно это случается при резком нажатии на акселератор на невысоких оборотах под нагрузкой.
Произойдет повышенное нагарообразование на клапанах, свечах, в камере сгорания. Смолистые отложения еще при стоянке могут засорить тонкие каналы топливной системы – форсунки инжекторов, каналы карбюратора, насоса.
Для улучшения условий хранения бензина в гаражных условиях его следует держать:
В герметичной таре. Кроме стандартных металлических канистр подойдут 5-6-литровые бутылки из-под воды. Они герметично закрываются и достаточно крепкие. А чтобы этой таре проще было выдерживать изменение объема бензина при перепадах температур, нужно оставить в каждой бутылке небольшую воздушную “подушку”.
В чистой таре. В бутылках и канистрах не должно быть остатков воды. Убрать влагу можно либо путем длительного высушивания, либо с помощью специального препарата, обычно используемого для добавления в бензобак зимой. Если используется старая металлическая канистра, ее очень желательно предварительно прополоскать бензином или соляркой, чтобы удалить частицы ржавчины – постоянный спутник старых стальных канистр.
В прохладе. Смотровая яма или старый погреб – лучшие места для хранения бензина. Здесь даже летом будет относительно низкая температура и отсутствие солнечного света.
Для большей уверенности в гаражном хранении бензина можно использовать специальные антиокислительные присадки. Например, кладовщикам нефтебаз со стажем известны препараты типа “Агидол”. Для рядовых автомобилистов доступны стабилизирующие присадки для добавления в бак, например, подобные препараты есть в номенклатуре марок Liqui Moly, Motul и других.