Рассказали, как создавалась украинская амфибия ЛуАЗ ТПК
Автомобиль, который больше знают как ЛуАЗ-967, на самом деле назывался ТПК (транспортер переднего края). Модель создавали для работы непосредственно на линии соприкосновения с противником и под его огнем, передает «Твоя МАШИНА».
Однако характеристики автомобиля исключали требования, которые поставили перед инженерами. Так, машина должна была быть низкой, но с выдающейся проходимостью – то есть с большим клиренсом и полным комплектом агрегатов трансмиссии под днищем.
При этом ее должно было бать легко перевозить грузовом отсеке самолета или вертолета, а также машина должна была уметь плавать. Но сделать ее легкой не получалось из-за большой массы полного привода. Из-за всех этих требований на создание машины ушло 10 лет.
Первая попытка имела секретный характер, поэтому нет даже точной даты создания. Производство доверили заводу, который выпускал тогда самые маленькие машины – московскому МЗМА. Автомобиль представлял собой тогда низкую самоходную платформу на базе стандартных «легковых» агрегатов.
Колонка руля была установлена на шарнире, поэтому управлять машиной можно было не только сидя на сидении, но и находясь рядом. Позади водителя под низким тентом вдоль кузова помещались двое носилок для раненых. Базой для автомобиля послужил Москвич-401 с мотором на 26 л.с. Однако модель получилась тяжелой и не могла плавать.
Второй ТПК построили уже на базе внедорожника Москвича-415, который так и не пустили в серийное производство. Машина имела расположенный между двумя сиденьями 30-сильный двигатель и трансмиссию 4х4 от модели Москвич-410. Но эта версия тоже оказалась слишком тяжелой и большой. Поэтому следующий ТПК решили конструкторам МЗМА уже не поручать.
Дальше дело отдали в руки исследовательского института НАМИ. Инженеры делали упор на уменьшение размеров машины, поэтому автомобиль создавали с нуля. Для большей компактности его оснастили двухцилиндровым оппозитником от тяжелого мотоцикла, который установили спереди.
Кузов был выполнен в форме лодки. В автомобиль помещалось двое носилок с ранеными или шестеро бойцов в сидячем положении. Привод должен был быть полным, колеса предполагались небольшими, но с колесными редукторами для увеличения клиренса до 300 мм. Руль расположили по центру. Прототип НАМИ-032 имел несколько буквенных модификаций. Первые две версии не получили высокой проходимости, но основная проблема была в слабом двигателе.
Автомобиль отправили на доработку Запорожскому автозаводу «Коммунар». Прототип оснастили четырехцилиндровым V-образным мотором МеМЗ-965, который устанавливали в Запорожцы. Также от ЗАЗа взяли КПП, которую немного переделали – добавили «ползучую» передачу и выходной вал на заднюю ось.
На заднем мосту была установлена блокировка межколесного дифференциала, а возле колес – редукторы которые «поднимали» машину над грунтом. Управлять машиной можно было лежа, для чего рулевая колонка опускалась вниз. После нескольких промежуточных вариантов ЗАЗ-967 признали соответствующим требованиям военных, и для серийного производства передали на Луцкий машиностроительный завод.
Позже завод стал называться Луцким автомобильным, а модель переименовали в ЛуАЗ-967. В 1968 году машину начали эксплуатировать, также модель ее отправляли в дружественные страны. Аналогов ТПК не существовало ни в одной армии мира – никому не удавалось объединить такие тактические возможности.