Как открутить ржавую гайку: все надежные способы

Резьбовое соединение – одно из ключевых изобретений механики, но есть у болтов и гаек один весомый минус: старая резьба может заржаветь так, что две детали превращаются чуть ли не в одно целое. Авто24 собрал в одном месте все приемы по преодолению старой, ржавой резьбы.

Проблема ржавых болтов и гаек, пожалуй, самая первая для мастеров, которые ремонтируют не новую технику. Мало того, что такие соединения отбирают кучу времени при разборке, нередко борьба с ними завершается поломкой смежной детали, что влечет за собой дополнительные ремонтные работы.

Поэтому прежде всего, берясь за разборку старого резьбового соединения, старайтесь не усугубить ситуацию: не смять грани болта/гайки, не сорвать резьбу, не сломать болт, не повредить соседние детали.

Также следует знать, что в некоторых случаях старое резьбовое соединение бывает невозможно разъединить в принципе. Это касается в первую очередь небольших диаметров – до М6 включительно, болт просто ломается. Ведь в случае глубокого проникновения ржавчины тонкому болту элементарно не хватает крепости – ее превышает усилие, которое мастер прикладывает к головке через инструмент.

Как открутить старую гайку

Конечно, в случае, когда время дороже двух старых деталей, мастер берет отрезную машинку и решает вопрос радикально. Но очень часто бывает, что болт и/или гайку нужно сохранить. Тогда нужно настроиться на не очень быструю процедуру и подготовить кое-что:

– щетку по металлу;

– проникающая жидкость – керосин, специальная смазка, тормозная жидкость, уксус. В качестве заменителя можно взять скипидар, раствор йода из аптечки, или напиток типа Кола – в нем есть ортофосфорная кислота, разрушающая ржавчину;

– надежный, несносный ключ – накидной или головку;

– сам процесс нуждается в последовательности и неторопливости – иначе болт можно случайно сломать.

– видимую часть резьбового соединения нужно очистить от грязи, краски и ржавчины. Выступающая часть резьбы должна быть совершенно чистой – если она останется “непроходной”, болт сломается;

– щедро полить соединение проникающей жидкостью. Главное, чтобы она наконец попала в место контакта резьб болта и гайки внутри последней.

– подождать около 5 минут;

– обстучать гайку легкими ударами, избегая повреждения граней. Это поможет разрушению “монолитных” образований из продуктов коррозии в местах контакта деталей;

– повторить орошение проникающей жидкостью;

Начать откручивать гайку (болт). Делайте это, увеличивая усилия плавно, без рывков. Нет сомнений, что хорошим инструментом гайку (болт) удастся провернуть – но задача состоит в том, чтобы при этом скручивалась гайка с болта, а не тело болта закручивалось вроде торсиона.

После первого заметного продвижения гайки желательно провернуть ее назад, очистить металлической щеткой ржавчину, которую гайка собрала перед собой с болта, полить проникающей жидкостью.

Продолжить откручивание до завершения, периодически повторяя предварительную процедуру.

Это мы описали классический способ откручивания ржавого крепежа. Но есть еще дополнительные методы для особо тяжелых случаев. Прибегать к ним нужно либо после фиаско с классическим методом, либо совмещая разные приемы.

Сначала вперед

Если есть удобный инструмент и хороший доступ к гайке (головке болта), соединение можно “раскачать”. Сначала попытаться затянуть гайку (болт) еще сильнее – по более целой резьбе детали могут сдвинуться на долю миллиметра, разорвав “броню” коррозии.

Нагрев

Гайку – желательно именно ее, а не болт – нужно хорошо нагреть миниатюрной водкой, феном или даже зажигалкой. Также можно использовать специальный прибор – индукционный нагреватель. Из-за температурного расширения металла диаметр гайки увеличится и его связь с болтом разорвется. Откручивать лучше именно “на горячую”. Как вариант – положить всю деталь в морозилку современного холодильника.

Компресс

Не исключено, что ваша проникающая жидкость не проникла куда следует. Чтобы усилить ее эффект, нужно положить на соединение тряпку, хорошо смоченную керосином (или препаратом типа популярной WD-40). Оставленный на несколько часов такой компресс разрушит связь двух резьбовых деталей, в котором продукты коррозии играют роль клея.

Специнструмент

Есть специальный инструмент, название которого трудно определить, но (при условии собственного качества, конечно) эффективно перерезает гайку, после чего ее легче удалить с болта. Это своего рода зубило, перерубающее гайку без разрушающих для всего узла ударов. Но таким разделителем можно работать там, где есть много места вокруг соединения.

Почему прикипает резьба

Опытные автомеханики подтвердят, что необязательно все старые соединения имеют проблемы с раскруткой. И наоборот, намертво застопоренная резьба может случиться на молодой машине. Почему так?

Некачественные детали – при сборке узла использовались болты и гайки без защитного гальванического покрытия.
Неблагоприятные условия работы – химические реагенты, перепады температур, агрессивные испарения.

Нарушение технологии сборки. Резьба могла быть затянута с чрезмерным усилием и из-за этого повреждена. Соответственно открутить ее будет непросто.

Не пропустите

Этот веб-сайт использует файлы cookie чтобы вам было удобно пользоваться сайтом Принять