С 7 июля 2024 года все новые автомобили, продаваемые в странах Европейского Союза, должны оснащаться черными ящиками, или регистраторами данных событий (EDR). Эти устройства, аналогичные авиаприборным черным ящикам, записывают важную информацию о работе автомобиля до и после аварии, что становится ценным источником данных для правоохранительных органов, страховых компаний и судов.
Как работают автомобильные черные ящики?
Несмотря на название, черные ящики в автомобилях вовсе не представляют собой массивные, бронированные устройства, как в авиации. Они представляют собой небольшие металлические блоки, спрятанные под обшивкой автомобиля в безопасных местах. Эти модули интегрированы в системы управления безопасностью машины, такие как подушки безопасности, и даже в случае серьезных аварий сохраняют данные, которые можно восстановить.
EDR регистрирует важные параметры за 5 секунд до и 5 секунд после аварии. Среди них — ускорение, давление в тормозной системе, угол поворота руля, работа двигателя и использование педалей. Важно, что данные защищены от манипуляций и предназначены только для анализа события, а не для отслеживания личности водителя.
Историческая роль черных ящиков
Черные ящики не новы для автомобильной индустрии. Уже с 1990-х годов, когда появились подушки безопасности, системы управления их активацией начали записывать данные о сильных ударах и других ситуациях, которые могли привести к срабатыванию защитных устройств. Однако тогда не было единых стандартов по регистрации и хранению этих данных. Введение обязательных требований стало шагом к стандартизации и унификации системы сбора информации.
Производители долгое время сопротивлялись полному раскрытию данных, которые собирали их автомобили, ссылаясь на коммерческую тайну и защиту личных данных. Теперь же европейское законодательство четко регулирует, какие данные должны собираться и как их можно использовать. Это сделало информацию более доступной для следственных органов и других участников судебных и страховых процессов.
Преимущества и перспективы
С введением стандарта EDR стало возможным более точное восстановление хронологии событий при ДТП. Если раньше следователи и эксперты ориентировались на свидетельские показания и физические улики, такие как следы на месте происшествия, то теперь черные ящики предоставляют объективные данные, которые невозможно подделать или исказить.
Это особенно важно в тех случаях, когда очевидцев нет или они не могут дать точные показания. Например, в случае тяжелой аварии, когда никто из участников не выжил, EDR предоставляет критически важные сведения: скорость автомобиля, действия водителя перед столкновением и даже состояние тормозной системы. Эти данные могут использоваться для судебных разбирательств, а также для анализа технического состояния автомобиля.
Роль в страховании и производстве
Страховые компании активно используют данные из черных ящиков при рассмотрении заявлений по ДТП. При наличии противоречий в показаниях участников аварии, записи EDR могут подтвердить или опровергнуть версию событий. Это помогает избежать мошенничества, когда один из водителей предоставляет ложные сведения о произошедшем. Также EDR позволяет исключить технику как причину аварии, что часто бывает важно при гарантийных претензиях к производителям автомобилей.
Проблемы и вызовы
Несмотря на очевидные преимущества, внедрение черных ящиков вызывает споры относительно конфиденциальности данных. В частности, вопрос о том, какие данные можно записывать и как долго они могут храниться, продолжает обсуждаться. Европейские нормы требуют, чтобы данные были анонимизированы, однако в современных автомобилях, с учетом использования цифровых профилей, смартфонов и прочих персонализированных систем, возможна идентификация водителя по косвенным признакам. Например, настройки сидений или профиль пользователя могут указывать на то, кто находился за рулем в момент аварии.
Еще один аспект — это вопрос доверия к технологии и доступности данных. В случае серьезных аварий или пожаров доступ к устройству может быть затруднен, а восстановление данных требует специальных инструментов и знаний. Тем не менее, даже в таких случаях эксперты часто способны извлечь данные, что делает черные ящики крайне надежным источником информации.
Перекресток – это место, где даже опытный водитель может ошибиться. Здесь все решают секунды. Одно…
Многие водители даже не задумываются, почему на боковых зеркалах некоторых автомобилей видна тонкая черная линия.…
Многие водители пугаются, когда на панели загорается красный круг с восклицательным знаком. Обычно это сигнал…
Автомобиль – это не гаджет. Здесь все должно работать интуитивно, без раздумий. Но некоторые производители…
Toyota решила не спешить с новым поколением Corolla. Как пишет Motor.es, вместо этого японцы обновили…
Kia опубликовала загадочный тизер нового спортседана, который может стать духовным наследником легендарного Stinger, сообщает Carscoops.…