Новости

Рассказали почему до сих пор невыгодна утилизация автомобилей в Украине 2022

В августе 2013 года в Украине в силу вступил закон «Об утилизации транспортных средств», который должен упростить утилизацию автомобилей. Однако ситуация так и не улучшилась, передает «Твоя МАШИНА».

Закон легализовал деятельность предприятий по утилизации транспортных средств, а также определил требования к пунктам приема и разборки транспортных средств. Так, производители могут сами взять на себя обязанность утилизировать машины. Иностранные производители, автомобили которых импортируются в Украину или непосредственно импортеры взять на себя такую обязанность не могут.

Согласно закону, пункты приема машин на утилизацию не имеют права взимать с владельцев плату. Но в 2014 году отменили обязательный экологический налог и компенсацию со сторону государства, поэтому утилизация перестала быть выгодной для пунктов приема.

Решающим фактором стало то, что роль играет исключительно желание владельца старого авто. То есть нет ни стимулирующих норм, ни штрафов. Поэтому сегодня есть только 11 предприятий, занимающихся утилизацией автомобилей. С 2013 по 2020 год было утилизировано всего 200 машин.

В Европе система работает немного по-другому. Утилизация регулируется Директивой 2000/53/EC о вышедших из эксплуатации транспортных средствах (end-of life vehicles) от 18.09.2021.

Согласно данной директиве государства-члены ЕС обязаны предпринять следующие шаги:

• обеспечить, чтобы материалы и компоненты транспортных средств не содержали свинца, ртути, кадмия или шестивалентного хрома (за исключением определенных случаев);

• обеспечить создание у себя необходимой системы и соответствующих структур по сбору автомобилей, вышедших из эксплуатации и использованных запчастей, а также процедуру выдачи сертификата об уничтожении автомобиля для снятия его с учета и добиться того, чтобы производители (производители или непосредственные импортеры) покрывали всю или большую часть связанных с этим расходов (элемент СРВВ);

• добиться того, чтобы с 1 января 2015 года коэффициент повторного использования и переработки компонентов и материалов, содержащихся в одном транспортном средстве, подлежащем утилизации, составлял 95% от его массы (элемент СРВВ);

• обеспечить положение, при котором автопроизводители должны применять стандартную кодировку деталей и материалов на автомобилях с целью удобства их распознавания и последующей утилизации (элемент СРВВ).
При этом утилизировать машины европейцев не принуждают. Но содержать старые автомобили в Европе просто невыгодно. Например, в ЕС введен обязательный техосмотр. Если автомобиль его не прошел, то ездить на нем запрещается.

Также многие страны внедряют:

• экологический налог, размер которого увеличивается для владельца транспортного средства вместе с возрастом автомобиля;

• запрет на въезд в определенные зоны на автомобилях с дизельными двигателями;

• программы, при которых государство доплачивает владельцу за утилизацию своего транспортного средства в форме скидки на приобретение нового автомобиля;

• штрафы за отказ от утилизации автомобиля (штраф налагается, если владелец просто покинул свой автомобиль посреди полосы, в лесу, или утилизировал свое авто не в авторизованных пунктах приема и разборки).

Сейчас в Украине ожидают принятия законопроекта 2207-1 «Об управлении отходами». Он предусматривает применение к автопроизводителям системы расширенной ответственности производителя (СРВВ). Однако законопроект не влияет на закон «Об утилизации транспортных средств». Также все еще открыт вопрос о внедрении в Украине СРВВ транспортных средств, аналогичную СРВВ Директивы 2000/53/EC.

Зато планируется стимулировать автовладельцев на утилизацию следующими методами:

• доплатами автовладельцам при покупке нового авто после должной утилизации старого;

• взысканием утилизационного сбора по окончании эксплуатации автомобиля;

• высокими штрафами для нарушающих нормы утилизации авто;

• расширением ответственности производителя автомобилей, который должен позаботиться о дальнейшем обезвреживании отработанного товара.

Хотя пока что такие меры еще не были конвертированы ни в один проект нормативно-правового акта.

Recent Posts

Лучшие немецкие кроссоверы класса люкс: ТОП-10 подержанных моделей для покупки

Роскошные немецкие кроссоверы – это сочетание стиля, технологий, высоких качества и производительности. Всё это и…

21.11.2024

Что делать, если замерз бачок омывателя зимой: практические советы для автомобилистов

Зима – сложное время для автомобилистов, особенно в условиях украинских морозов. Одной из распространенных проблем,…

21.11.2024

Десять лучших электрических внедорожников для езды по бездорожью

Автомобилестроительная промышленность активно электрифицируется и сегмент внедорожников ввиду своей популярности, не стоит в стороне. Каждый…

21.11.2024

Возраст или пробег: что важнее при выборе подержанного автомобиля

Покупка подержанного автомобиля всегда связана с рисками. Такие факторы как возраст и пробег учитываются как…

21.11.2024

Обесцениваются на глазах: десять самых неликвидных кроссоверов класса люкс

Роскошные автомобили в большинстве случаев имеют заоблачные ценники, однако в некоторых случаях их стоимость очень…

21.11.2024

Что означают черные точки на стеклах автомобилей: практическая и эстетическая роль

Автомобильные стекла — это не только важный элемент защиты и обзора, но иногда и пример…

21.11.2024