Украинский рынок топлива ждет несколько месяцев турбулентности в связи с необходимостью перестройки европейского рынка из-за ограничений G7, Австралии и ЕС цены на российскую нефть на уровне $60 за баррель и других ограничений, связанных с морскими перевозками нефти российского происхождения, считает директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
«Нас ждут 2-3 месяца турбулентности, пока европейский рынок не адаптируется сначала к нефтяным, а затем и нефтепродуктовым санкциям. А пока мы эти санкции почувствовали первыми. Вопрос даже не в цене, а в наличии продукта. Да, мы имеем все возможности привезти, главное, чтобы было что», – написал он в своем Facebook в воскресенье.
Куюн остановился на текущей ситуации по основным направлениям поставки горючего в Украину, отметив, что, в частности, Болгария полностью прекратила экспорт из-за неопределенности дальнейшей работы лукойловского НПЗ в Бургасе, а в Румынии наблюдается задержка танкеров из-за погодных условий, ремонт резервуаров порта Констанца, а также заблокирован причал из-за подозрений в российском происхождении дизтоплива. Кроме того, распространяются слухи об остановке лукойловского НПЗ «Петротел» из-за санкций.
В то же время, итальянский рынок переживает турбулентность из-за национализации крупнейшего лукойловского НПЗ ISAB на Сицилии, а в Турции украинские компании отказываются от дизеля НПЗ STAR из-за недостаточной морозостойкости, а также наблюдается отсутствие свободных партий в порту Opet.
В то же время в Греции нет предложений для продажи, а у Польши есть ограниченный ресурс, а также срывает графики поставок из-за загруженности железных дорог, в частности из-за увеличения объемов перевозки угля.
«Есть и общие для всех проблемы. Российскую нефть замещают другими сортами, которые преимущественно легче. То есть отбор средних дистиллятов – дизеля и авиакеросина – меньший. А именно это самые популярные позиции в Европе», – пояснил эксперт.
В то же время он отметил, что есть положительные моменты – увеличение выпуска бензина, с которым ситуация на рынке намного лучше.
Куюн отметил, что «этот период нужно просто пройти», как Украина прошла гораздо более сложный этап перестройки рынка весной, когда пришлось заместить 100% довоенных источников топлива.
По его словам, Европе следует заместить гораздо меньше – ориентировочно 40%, хотя, по мнению эксперта, это тоже проблема. Ситуация с замещением Европой российского газа, где она уже добилась некоторого успеха, гораздо сложнее нынешней ситуации с нефтепродуктами.
«С газом это сделать гораздо сложнее, ведь там нехватка танкеров и перевалок. А дизель возят морем десятилетиями. Уже есть сигналы о переориентации на Европу крупных танкеров из Индии и Китая. Привлекательные (высокие) цены будут затягивать в Европу все большие объемы продукта по всему мира», — убежден эксперт.
По его словам, как только новая конфигурация поставок сформируется, цены на ресурс упадут.
«Тем более, что в отличие от природного газа, о подорожании в разы пока речь не идет», – убежден Куюн.
Впрочем, пока, по данным эксперта, нынешняя ситуация привела к увеличению цен и услуг по перевозке горючего по морю и суше – за последние пару недель премии международных трейдеров уже выросли на $70-80/т (до 3 грн/л).
«Но даже те, кто готов набросить и $100, не могут получить продукт, потому что его нет», – отметил директор консалтинговой группы.
В то же время, он призвал не критиковать союзников Украины за максимальную цену на российскую нефть в $60/барр, отметив, что вопрос не в цене, а в том, чтобы не было дефицита, который, со своей стороны, приведет к «космической цене».
«Нужно дождаться, когда российское горючее полностью покинет Европу с 5 февраля (введение запрета на широкий спектр услуг, связанных с перевозкой российской нефти – ЕР). Хотя все больше трейдеров отказывается от него, оно есть на рынке. Скажу больше, оно есть и в Украине и тоже тормозит полный переход к рынку «без вас», – подытожил эксперт.
Как сообщалось, 3 декабря страны группы G7 вместе с Австралией присоединились к ЕС и объявили, что согласились установить потолок цен на нефть, экспортированный из РФ морем, на уровне $60 за баррель.
В заявлении G7 напоминает, что «на следующей неделе коалиция по вопросам предельной цены (G7, ЕС и Австралия) введет запрет на широкий спектр услуг, в частности, судоходное страхование и торговое финансирование, связанных с морскими перевозками сырой нефти российского происхождения, за исключением тех случаев, когда покупатели будут покупать нефть по стоимости $60 или менее $60 за баррель.
В то же время уточняется, что импортеры, покупающие российскую нефть в рамках ценового предела, сохранят доступ к разным услугам в государствах – участниках коалиции, необходимых для торговли нефтью.
Отмечается, что с 5 февраля 2023 года запрет на такие услуги будет распространяться на морскую транспортировку нефтепродуктов российского происхождения за исключением продуктов, продаваемых в рамках установленного потолка цен.
Со своей стороны президент Украины Владимир Зеленский заявил, что установленная предельная цена $60 за баррель российской нефти, экспортируемой из РФ морем, «не является серьезной».
Россия, отметил президент, уже нанесла колоссальный ущерб всем странам мира сознательной дестабилизацией энергорынка, а мир никак не может решиться на ее подлинное энергетическое разоружение.
«Это слабая позиция. И только вопрос времени, когда все равно придется применять более сильные инструменты. Жаль, что это время будет потеряно. Логика очевидна: если ограничение цены на российскую нефть – $60 вместо, например, 30, о которых говорили, в частности, Польша и страны Балтии, российский бюджет будет получать в год около $100 млрд», – подчеркнул он.
Многие украинские автомобилисты после того, как их останавливает полиция, сразу же паркуются на обочине и…
Немецкий автопроизводитель Mercedes-Benz показал журналистам ещё официально не представленный предсерийный прототип GLC EV. Как пишет…
Японский автопроизводитель Mazda сообщил о начале масштабной отзывной кампании, охватившей 171 412 автомобилей. Как пишет…
Немецкий автобренд Volkswagen активно работает над предстоящей премьерой обновлённой версии своего самого доступного электромобиля ID.2.…
Немецкий автопроизводитель Mercedes активно осваивает гибридные технологии, одним из последних свидетельств чего стал выпуск гибридного…
В Украине Nissan Leaf был одним из первооткрывателей электрического сегмента авторынка. Сегодня эта модель крайне…