В 2016-2018 годах гражданам дали возможность законно завезти из-за границы несколько сот тысяч автомобилей на территорию Украины. Впоследствии в Украине были введены увеличенные размеры штрафов до 170000 грн. и одновременно ввела норму закона, предусматривающую конфискацию автомобилей.
Интересно, что в течение 2016-2018 годов таможня массово не выписывала штрафы по «старому» закону в размере 8 500 грн. Однако она очень активно заработала в этом направлении во время действия «нового» закона, предусматривающего увеличенные размеры штрафов до 170 000 грн.
ТИПИЧНОЕ ДЕЛО
Гражданин ввез автомобиль в 2016 году в таможенном режиме «транзит» сроком 10 дней и пользовался им на территории Украины. Автомобиль не был вывезен до 2022 года.
При этом в 2016-2019 годах таможня не выносила в отношении гражданина постановления о наложении штрафа в размере 8500 грн.
В мае 2022 года таможня составила в отношении данного гражданина протокол об административном правонарушении по ч.6. ст. 470 Таможенного кодекса. Почему-то этот протокол выписан только тогда, когда размер штрафа увеличился до 170 000 грн.
Напомним: В действующей редакции закон предусматривает штраф 170 000 грн. или конфискацию ввозимого автомобиля.
Составленный в отношении гражданина протокол передан на рассмотрение суда. Оставалось надеяться на справедливое разбирательство в суде. Однако суд первой инстанции признал гражданина виновным по ч.6 ст.470 Таможенного кодекса и наложил штраф в размере 170 000 грн. Гражданин не согласился и обжаловал это решение в апелляционном суде.
ЧТО РЕШИЛ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Рассматривая материалы дела, апелляционный суд принял сторону гражданина. Суд обратил внимание, что на момент ввоза автомобиля и на момент окончания разрешенного законом срока пребывания автомобиля в Украине действия гражданина подпадали под действие ч. 3 ст. 470 Таможенного Кодекса в «старой» редакции. За такие действия предполагалось взыскание в виде штрафа 8500 грн. Диспозиция ст. 470 Таможенного кодекса в тот период не предусматривала штрафа в размере 170 000 грн. Также не предусматривала дополнительный вид взыскания в виде конфискации транспортных средств.
Суд применил статью 58 Конституции Украины, согласно которой законы и другие нормативно-правовые акты не оказывают обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. Никто не может отвечать за деяния, которые на время их совершения не признавались законом как правонарушения.
Суд отметил, что поскольку ч.6 ст.470 Таможенного кодекса предусматривает более строгое взыскание, то данная норма в соответствии со статьей 58 Конституции Украины не имеет обратного действия во времени.
Апелляционный суд исследовал, что гражданин привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст. 470 Таможенного кодекса, не существовавшей в 2016-2019 годах, в результате бездействия таможенного органа в этих периодах по оформлению протокола и вынесению постановления по ч. 3 ст. 470 Таможенного кодекса.
Поэтому ситуация правоотношений с государственным органом возникла по причинам, которые не зависели от воли гражданина, а от бездействия органа таможни. Поэтому ухудшать правовое положение гражданина при привлечении его к административной ответственности вследствие не зависевших от его воли причин не допустимо (Решение от 21.11.2022 по делу №725/3136/22).
По результатам рассмотрения суд отменил постановление местного суда и закрыл в отношении гражданина производство по делу по ч. 6 ст. 470 Таможенного кодекса в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
ВЫВОДЫ
Таким образом, согласно позиции суда, если граждане ввезли автомобили в период «старых» штрафов в размере 8500 грн. и при этом органы таможенной службы бездействовали в 2016-2019 годах по привлечению их к ответственности по «старому» закону, такие граждане не могут нести ответственность за «новыми» повышенными размерами штрафов.
Основным мотивом данного заключения суда является то, что данная ситуация правоотношений с государственным органом возникла по причинам, которые не зависели от воли граждан, а от бездействия таможни. Поэтому ухудшение правового положения граждан в такой ситуации недопустимо.
Поэтому, если в отношении вас составлен протокол о привлечении к ответственности в подобной ситуации на основании статей 470 или 481 Таможенного кодекса, вам следует строить свою защиту, в частности с учетом указанных выводов и приобщить к материалам дела данное судебное решение.
В Японии местные компании давно освоили разработку и массовый выпуск гибридных автомобилей, став лидером в…
Постоянный рост цен на автомобильное топливо часто вынуждает украинцев запасаться бензином заблаговременно. При этом стоит…
Если вы покупаете подержанный кроссовер с прицелом на выгодную перепродажу через несколько лет, то стоит…
Современные автомобили — это уже не просто средство передвижения, а настоящий технологический шедевр. Большинство водителей…
Кроссоверы сегодня на пике популярности, а среднеразмерные модели дополнительно привлекают к себе внимание за счёт…
Каталитический нейтрализатор или катализатор является неотъемлемой частью современного автомобиля с ДВС. Их главной задачей является…