Как Украина обходится без российского и белорусского топлива и к чему это приводит

В феврале рф и беларусь синхронно свели к нулю экспорт нефтепродуктов на украинский рынок. После бомбежек в начале апреля Кременчугского НПЗ и уничтожения около 20 нефтебаз в стране, единственным источником топлива для рынка сегодня остаются маленькие производители и страны Европы.

Ситуация угрожающая. Самые большие проблемы – у компаний на востоке и юге страны, где происходят боевые действия. “Автогаза на АЗС уже почти нет, дизеля – тоже, бензина не будет за 7–10 дней”, – говорит владелец сети АЗС Prime Дмитрий Леушкин.

Никто не думает о доходах, главное – найти топливо. Поиск горючего – одна из главных проблем украинского рынка нефтепродуктов. Блокада морских портов и остановка поставок из россии и беларуси разрушили большинство логистических маршрутов. Разрушение Кременчугского НПЗ и нефтебаз в областных центрах Украины ситуацию в разы усугубило.

Война заставила искать новые подходы. “Мы больше не покупаем больших объемов и не заполняем нефтебазы, – таких отчаянных уже нет. Все работают “с колес” и возят горючее из Европы”, – говорит Леушкин.

Поставки, по данным директора “Консалтинговой группы А-95” Сергея Куюна, едут из разных уголков мира: от Польши, Литвы, Венгрии и Румынии до Германии, США, Нидерландов и Бельгии.

Также в Украине возобновили работу так называемые мини-НПЗ, производящие дешевое топливо.

В 2021 году Украина импортировала 6,85 миллионов тонн дизеля, 1,28 миллионов тонн бензинов и 1,6 миллионов тонн автогаза. Преимущественно из россии, беларуси и Казахстана.

“Последние дни в Украину заезжает как минимум 10 тысяч тонн топлива”, – заявил первый замминистра экономики Денис Кудин. По его словам, этого достаточно, чтобы удовлетворить весь спрос в стране. Для сравнения: в апреле 2021 года ежедневно на АЗС продавалось 14 тысяч тонн горючего, свидетельствуют данные Госстата.

По оценке Куюна, с 24 февраля из-за боевых действий и нехватки горючего количество работающих автозаправок сократилось на 70%, спрос обвалился на 30%. Для понимания: до войны на украинском рынке работало около 7 500 АЗС, продававших до 15 миллионов тонн топлива в год (2 миллиона тонн – автогаз, 5 миллионов тонн – бензин, 8 миллионов тонн – дизель). Это цифры за 2021 год.

Прогнозы на ближайшие недели – неутешительные. “На западе и в центре Украины сейчас более-менее лучшая ситуация, чем на востоке и юге – там, где происходят боевые действия. Часть АЗС распродает остатки, новые партии они закупить и доставить не могут, такие АЗС остановятся. Похожие риски есть у всех компаний, но самые большие – в областных”, – предупреждают в Нефтегазовой ассоциации.

Худшего сценария можно избежать, убеждены в ассоциации. Для этого, по их логике, правительство должно ослабить регулирование цен на топливо на АЗС, которое действует с мая 2021 года. Разница между ценой закупки, которая государством не регулируется, и стоимостью продаж в розницу – головная боль бизнеса почти год.

Чтобы работать в ноль, дизель должен стоить на стелах от 42 до 43 грн за литр, объясняет Леушкин. Такого же мнения и Сергей Куюн из А-95. По его прогнозу, если правительство не изменит формулу регулирования цен, проблемы с горючим могут еще больше усугубиться.

А там, где наблюдается дефицит – непременно растут цены, которые уже колеблются в зависимости от АЗС и горючего в диапазоне 30-39 грн за литр. “Надеемся, что мы просто не все знаем, а в правительстве знают больше и делают то, что нужно”, – говорит Куюн.

Источник auto.24tv.ua
Не пропустите

Этот веб-сайт использует файлы cookie чтобы вам было удобно пользоваться сайтом Принять