Действительно ли в Украине подешевели подержанные автомобили

Команда Института исследований авторынка проанализировала статистические данные более 1,7 миллионов уникальных объявлений продаж автомобилей за январь-июнь 2022 года. На основе этой базы данных эксперты определили, как изменялись цены за 2022 год, что на это влияло, а также спрогнозировали возможные изменения в будущем.

Как сообщают в Авто24, наибольшее количество предложений по продаже автомобилей в Украине сегодня, как и до начала полномасштабного вторжения, составляют машины стоимостью до $10 тысяч.

Однако если в феврале больше всего украинцы продавали авто в ценовом диапазоне $1-2 тысяч (9,1% от общего количества объявлений) и $5-6 тысяч (8,7%), то уже в июне — в пределах $3-4 и $4-5 тысяч (9,5% и 10,6% соответственно).

Также, сравнивая февраль, апрель и июнь, можно заметить существенное сокращение количества объявлений продаж в ценовых диапазонах до $1 тысяч и $1-2 тысячи. Таких предложений стало почти вдвое меньше.

Причиной таких изменений является:

Повышенный спрос на дешевые автомобили в начале полномасштабного вторжения. Обеспечивая потребность в мобильности, украинцы раскупили самые дешевые предложения на авторынке. Что-то похожее уже происходило на рынке с началом локдауна весной 2020 года.

«Нулевое растаможивание» позволило украинцам привезти лучшее авто из-за границы за меньшие деньги, чем уже имеющиеся предложения на рынке. Такая конкуренция вынудила продавцов снижать цены.

На рынок попало значительное количество «свежепригнанных» авто стоимостью $2-5 тысяч, ввезенных под «нулевую» растаможку. Увеличение предложения в рыночной экономике всегда способствует удешевлению товара.

По состоянию на 21 февраля 2022 года средняя цена подержанного авто составляла $7 тысяч. Уже через неделю, после начала полномасштабного вторжения России, этот показатель снизился до $6300.

В начале марта под влиянием стресса войны цены продолжали падать: 7 марта средняя цена подержанного авто на украинском рынке зафиксирована на уровне $5700. В течение двух недель рынок стабилизировался и цены начали даже несколько расти ($6 тысяч по состоянию на 21 марта).

Еще один «злом» произошел в конце марта, когда в Парламенте приняли «нулевое» растаможивание: 28 марта средняя цена подержанной легковушки составляла уже $5 550. Следующие три недели на рынке было более-менее стабильно, пока в Украину не начали ввозить первые автомобили под «нулевое растаможивание». Украинцы убедились, что закон работает на практике и продолжили снижать цены на авто.

Самая низкая средняя цена подержанных машин в 2022 году зафиксирована 25 апреля: $5100 долларов. После этой даты украинцы начали предлагать к продаже более дорогие автомобили. Это не обязательно означает, что машины начали дорожать. Скорее всего, из-за большого спроса по продаже исчезла часть объявлений из низшей ценовой категории, а в интернете начали продавать и несколько более дорогие авто, пригнанные под «нулевую» растаможку.

До середины июня кривая средней цены, с небольшими скачками, держалась на уровне $5800. С середины июня, когда стало известно о принятом в профильном комитете Верховной Рады решении об отмене «нулевого» растаможивания, цены начали плавно расти. В последнюю неделю июня подержанный легковой автомобиль в Украине стоил в среднем уже $6500.

Список самых популярных моделей за последние полгода почти не изменился. Однако с февраля по июнь изменялись их средние цены.

• Volkswagen Passat в апреле подешевел на 16,4%, а в июне еще на 1%. С увеличением количества этих авто на рынке возросла конкуренция. Чтобы побыстрее продать машину, продавцам приходится снижать цены.

• Skoda Octavia в апреле подешевела на 14%, а вот в июне минимально подорожала – на 0,8%.

• Volkswagen Golf в апреле подешевел на 13%, зато в июне его средняя цена стала выше на 4,8%.

• Renault Megane, который в апреле подешевел почти на 20%, в июне подорожал на 1,4%.

Эти модели являются лидерами среди «пригона», то есть импортных подержанных машин из-за границы.

Из-за отмены «нулевой» растаможки продавцы начали несколько поднимать цены на них, осознавая, что привезти такой же автомобиль из-за границы теперь существенно дороже.

Средняя цена Daewoo Lanos, лидера внутренних перепродаж, в апреле выросла на 2,5%. Однако это не значит, что автомобиль подорожал. Обеспечивая потребность в мобильности, украинцы искали вариант «чтобы ехало» и раскупили самые дешевые предложения этой модели. Соответственно выросла и средняя цена оставшихся в продаже машин. В июне же средняя цена Ланоса также снизилась на 15,2%.

В июне средняя цена подержанного автомобиля зафиксирована на уровне $6424, что на 14,1% меньше, чем в феврале, в процентном измерении, и более чем на $1000 меньше в денежном.

Что будет с ценами на авто в Украине дальше?

В условиях войны делать какие-нибудь прогнозы непросто. В мирное время на автомобильный рынок Украины влияют, в частности:

• Курс валют, который меняется не в пользу гривны;

• Покупательная способность, которая уменьшается;

• Налоги на импорт подержанных автомобилей из-за границы, которые были возвращены к условиям, созданным в 2018 году, которые содержат достаточно высокую налоговую нагрузку на большинство легковушек;

• Баланс спроса и предложения на постоянно меняющемся рынке из-за нестабильности;

• Приоритеты покупателей и их уверенность в завтрашнем дне.

Учитывая все факторы, эксперты Института исследований авторынка пришли к следующим выводам:

Резкое повышение стоимости (на 40%) доллара США, а именно в этой валюте принято устанавливать цены на автотранспорт в Украине, повлечет за собой пропорциональное снижение покупательной способности населения, которое преимущественно получает доходы в гривне. Это в свою очередь повлечет смещение фокуса покупателей на еще более дешевые автомобили, вероятно с перемещением пика наивысшей активности торгов в диапазон $3000-4000. Сейчас этот пик находится в диапазоне $4000-5000 (8,8% вторичного рынка легковых автомобилей);

Продолжится практика «капельных продаж», когда отдельные собственники под давлением обстоятельств будут вынуждены прибегать к существенному снижению цен на свои автомобили, однако частота таких случаев будет уменьшаться;

Потребность в мобильности и недостаточная доступность общественного транспорта будет удерживать спрос на сверхбюджетные ($1000-$3000) и бюджетные ($3000-$6000) легковушки с пробегом на высоком уровне, что будет в свою очередь удерживать эти сегменты от общего снижения цен в них;

В связи со снижением темпов импорта и одновременным ростом цен в странах ЕС и общим повышением уровня ставок на страховых аукционах в США и увеличение расходов на доставку, на легковушки в ценовом сегменте $7000+ снижение цен не предполагается, а в группе $10000+ возможен их рост;

На рынке может образоваться «застойный» кластер автомобилей, потребляющих большое количество горючего. С одной стороны, на них не будет большого спроса из-за роста цен на топливо, а с другой — владельцы таких машин не будут готовы поспешно их продавать по существенно сниженным ценам. Поэтому такие машины могут просто надолго «зависнуть» в продаже. Их доля, по оценкам экспертов, может составлять до 10% украинского рынка.



Не пропустите

Этот веб-сайт использует файлы cookie чтобы вам было удобно пользоваться сайтом Принять