Эксперты Института исследований авторынка собрали данные со всех автосайтов продаж авто в Украине и определили, как “нулевая” растаможка обновила украинский автопарк.
Средний возраст автомобилей уменьшается
Так, в начале года средний возраст активной части авторынка, то есть автомобилей, которые продавали украинцы в интернете, составлял 17,4 года. До начала великой войны он держался в пределах 16,5 лет, однако уже в конце февраля резко возрос до 19 лет. К этому могла привести турбулентность на рынке.
В марте из активной части рынка выбыло значительное количество авто, а активность на нем переместилась в западные области. Миллионы украинцев использовали собственные автомобили для эвакуации с опасных территорий, а не думали о покупке нового. Какая-то часть автовладельцев пыталась срочно продавать машину для того, чтобы получить скорые деньги.
В марте ситуация стабилизировалась и рынок вернулся к своим привычным параметрам — средний возраст легковушек вернулся к показателю 16,5 года. В конце апреля, после принятия так называемого “нулевого растаможивания”, средний возраст подержанных авто вырос до 17,3 года. Эксперты считают, что это может быть следствием попадания на рынок части “свежепригнанных” автомобилей самой доступной ценовой категории, а также подержанных машин, на замену которым украинцы везли более новые из-за границы.
Однако уже в мае средний возраст начал снижаться, а в последнюю неделю июня достиг минимума: 14,7 года. В среднем возраст подержанных легковушек снизился на 1,5 года: с 16,7 годов в феврале до 15,2 в июне. Вопреки распространенным мифам, “нулевое растаможивание” не состарило предложение на украинском авторынке, а “омолодило” его.
Подержанных авто становится меньше
Не менее важно сравнение возрастной структуры предложения на рынке. Как в феврале, так и в апреле, и июне больше всего украинцы предлагают к продаже машины 2005…2008 годов выпуска. Таковых в феврале было 26,3% от общего количества объявлений. В апреле – уже 26,7%, а июне – 28,4%. Зато доля подержанных авто в возрасте более 30 лет начала сокращаться: с 11,6% в феврале до 7,8% в июне.
То есть с наполнением украинского авторынка подержанными авто из-за границы, ввезенных под “нулевое растаможивание”, доля автомобилей старше 30 лет уменьшилась почти на треть, а более новых — возросла.
Volkswagen и BMW заменяют “Ладу”
Как исследовали эксперты Института исследований авторынка, с начала года средняя цена на подержанные легковушки снизилась почти на 25%, или $1000 в денежном измерении. То есть украинцы получили возможность купить лучшее авто за те же деньги. Это подтверждает другая статистика: на рынке выросли доли западных брендов и уменьшился их средний возраст, и главное существенно уменьшилось количество советско-российских “ВАЗов”.
Так, в июне украинцы предлагали к продаже на 6% больше машин марки Volkswagen, а их средний возраст снизился на 0,6 года. Доля транспорта с логотипом “ВАЗа” уменьшилась с 13,2% до 9,3%. Продуктов этой марки в июне было продано на 28,5% меньше, чем в феврале.
Также в июне существенно выросло количество объявлений продаж машин марки BMW: на 31%. В среднем возраст автомобилей уменьшился у каждого из 10 самых популярных в Украине брендов подержанных легковушек — в среднем на один год.
Таким образом, условно подержанный 15-летний Volkswagen из-за рубежа замещает на рынке старый 30-летний ВАЗ, который навсегда выбывает из эксплуатации и отправляется на металлолом, предполагают эксперты Института исследований авторынка. То есть улучшаются не только возрастные, но и качественные характеристики автопарка. Простыми словами, на рынке появилось более качественных машин.
Что дальше?
Поскольку покупательная способность украинцев ограничена и продолжает снижаться в результате войны, украинцы в основной массе и дальше будут покупать автомобили в ценовой категории от 2 до 8 тысяч долларов. На более дорогие автомобили в украинцев просто не хватает средств. Вопрос только в том, какие это будут автомобили.
Учитывая обстоятельства, обновлять украинский автопарк можно замещая старейшую его часть более новыми автомобилями с пробегом, привезенными из-за границы. Однако в результате возврата системы начисления таможенных платежей образца 2018 года, а именно формулы акцизного налога, рассчитываемого в евро и зависящего от технических характеристик авто и его возраста, импорт большинства легковых автомобилей с пробегом стал экономически нецелесообразным. Это может привести к дефициту автомобилей наиболее популярной ценовой категории, что в свою очередь повлечет снижение среднего возраста на авторынке и, соответственно, в автопарке.
Для того, чтобы предотвратить такие негативные последствия, необходимо провести комплексную реформу законодательства, которая изменит сферу импорта подержанных автомобилей в Украину, будет учитывать сложившиеся обстоятельства и современные реалии. К таким решениям, например, можно отнести отмену на постоянной основе акцизного сбора на все транспортные средства, упрощение процедур таможенного оформления с помощью растаможки в смартфоне через приложение “Дия”, уменьшение количества бюрократических этапов при импорте, замена сертификации на первый и регулярный техосмотр, считают эксперты Института исследований авторынка.
Современные автомобили — это уже не просто средство передвижения, а настоящий технологический шедевр. Большинство водителей…
Кроссоверы сегодня на пике популярности, а среднеразмерные модели дополнительно привлекают к себе внимание за счёт…
Каталитический нейтрализатор или катализатор является неотъемлемой частью современного автомобиля с ДВС. Их главной задачей является…
Замена свечей зажигания, наряду с обновлением моторного масла, является базовой процедурой, которая часто выполняется украинскими…
На фоне подорожания автомобильного топлива, а также тяжёлого финансового положения украинцев на рынке стал чаще…
Сегодня автопроизводители ради экономии стали чаще выпускать машины без штатного запасного колеса, что повышает риск…