Большинство агрегатов, даже при высоком классе автомобиля, работают с определенным шумовым сопровождением. Это штатные звуки, которые все вместе сливаются в общий шумовой фон. В зависимости от качества шумоизоляции он достигает в салоне того или иного уровня, но у автомобилей всех классов есть одна общая звуковая черта: все штатные шумы имеют примерно один уровень. То есть звук работы ни одной из систем существенно не выделяется на фоне других, сообщают в Авто24.
При этом с увеличением скорости движения общий фон может увеличиваться и в нем могут появляться новые составляющие (звук воздуха, трансмиссии, шин). И опять же, ни один из шумов не перекрывает совершенно другие, хотя некоторые могут доминировать в звуковой гамме. Но все это касается полностью исправной машины. А о том, как звучат узлы и агрегаты, имеющие технические проблемы, мы сейчас поговорим.
Двигатель
Мотор не должен издавать отдельных звуков, выделяемых на фоне всеобщего гудения. Звенящий или глухой стук, гудение, скрежет – это все ненормальные явления, хотя мотор при этом может работать вполне нормально. Как правило, большинство нештатных моторных шумов синхронны с его оборотами и связаны с нагрузкой. Некоторые проявляются кратковременно, в момент наращивания или падения оборотов – например, так показывают себя самые неприятные случаи типа провернутых вкладышей или разбитой постели распределительного вала в ГРМ.
Выхлоп
Часто ненормальная шумность работы силового агрегата объясняется неплотностями в глушителях или на стыках труб. Окончательно разделить шум неисправного мотора и шум дырявого глушителя можно только прослушав его по всей длине – от капота до кончика выхлопной трубы.
Примечательно, что источником повышенного по уровню шума может быть как отверстие в “банке” глушителя или на стыке труб, так и штатный выход – труба под задним бампером. Этот редкий случай говорит о том, что выгорела или выгнила часть одного из глушителей. Игнорировать дыры в выхлопе не стоит уж потому, что система может развалиться прямо на дороге и остатки труб, цепляясь за дорогу, не дадут вам даже доехать до СТО.
Приводы навесного оборудования
Шкивы ремней привода генератора, насосов усилителя руля и кондиционера любят громко и неприятно пищать. В целом это признак износа ремней, а то и шкивов, причем у некоторых моделей изношенный шкив может развалиться и сделать невозможной работу мотора. Отметим, что у некоторых моделей двигателей подобным образом ныть (в основном “на холодную”) мог и ремень ГРМ.
Если вы слышите не писк, а низкочастотное жужжание – как ровное, так и переменной амплитуды, но зависимое от оборотов двигателя, значит, нужно разбираться с роликами или муфтами приводов (в частности, кондиционера). Чаще всего детали привода навесного заменяют в сборе, хотя некоторые муфты подлежат ремонту.
Трансмиссия (КПП)
Коробка передач независимо от ее типа является богатым источником шумов, часть которых проявляется даже на стоящей на месте машине. Вряд ли стоит расписывать диагностику по шагам, скажем лишь, что в коробках передач изнашиваются подшипники и шестерни. И те, и другие выдают примерно одинаковое гудение во время движения: бывает, гудит под нагрузкой, бывает – при движении накатом. Нажатая педаль сцепления может убрать шум при износе некоторых подшипников в МКП.
Такое же жужжание и вой выдают автоматические коробки передач и вариаторы, ведь у них тоже есть валы с подшипниками и часто – шестерни.
Первое, что сделают мастера на СТО при вашем обращении – проверят уровень масла в коробке. Но чаще дело все равно закончится большим ремонтом.
Действительно опасная вещь – хруст и щелчок с передней части авто при трогании и поворотах. На переднеприводных моделях это конец шарниров привода колес, и если эти ШРУСы рассыпаются на ходу, может произойти авария. “Раздолбанный” шарнир карданного вала у заднеприводных машин тоже щелкает, но только при трогании и переключении передач. В любом случае шарниры нужно заменять.
Ходовая часть
Проблемы ходовой начинаются и заканчиваются на шарнирах. Изношенные шаровые опоры стучат на неровностях по большей части мелко в районе того или иного колеса. Похоже трепещут стойки стабилизаторов, а сайлентблоки рычагов на выбоинах отдают на кузов более мощно. При этом имейте в виду, что исправная подвеска многих моделей европейского происхождения на украинских выбоинах может стучать так, будто она нуждается в ремонте – такая уж оборотная сторона безупречной управляемости скоростных машин.
Рипение пружины подвески во время раскачки может говорить о поломке ее витков, а также о разрушении резиновых подставок на концах. Необычный звук под капотом может сопровождать вращение руля – эдакий упругий щелчок, совмещенный со скрипом. Так звучат поврежденные подчас и тысячами километров опорные подшипники передних стоек McPherson. Их нужно будет заменить.
Системы управления
Худший для безопасности звук – стук изношенных шарниров. Они гремят понемногу даже тогда, когда водитель держит руль свободно – при проезде неровностей того или иного “калибра”.
Самый легкий случай – ослабление резьбовых креплений, чаще всего – корпуса рулевого механизма к кузову. Стучать может и в самом рулевом механизме, если он рельсового типа. Шарниры нужно будет заменить, рейку – как минимум отрегулировать, перебрать, а то и заменить новой. Ослабленные крепления нужно затянуть.
Тормоза могут пищать при торможении. Иногда это результат неудачно подобранных колодок, иногда – признак того, что они полностью износились. Также колесные тормозные механизмы могут выдавать мелкий стук на неровностях. Это означает проблемы с колодками, точнее, с устройством их фиксации. Придется добираться до колодок и заменять или возвращать на удерживающие их места пружины.
Кто-то считает, что, имея среднюю зарплату в Украине невозможно купить элитную иномарку даже с пробегом.…
Среди автомобилистов, как правило, нет единого мнения о том, на каких оборотах эксплуатировать двигатель транспортного…
Тренд на электрификацию продолжает доминировать в автомобильной индустрии, однако ключевой проблемой остаётся низкая практичность аккумуляторов,…
Правила дорожного движения регулярно меняются, и водители порой могут даже не знать об этом. Особенно,…
Опытных автомобилистов каждый нетипичный звук или запах в машине заставляет заподозрить техническую неисправность. Известный автомеханик…
Несмотря на то, что полицейские на дорогах должны следить за соблюдением законов, они и сами…