Статті

Водителям рассказали, почему горит лампочка ABS и как это исправить

Система ABS, или антиблокировочная система тормозов, знакома нам давно, но до сих пор может поставить в тупик. Почему иногда на приборной панели загорается ее лампочка?

Немногие знают, но антиблокировочная система пришла на помощь автомобилистам не откуда-то, а с железной дороги: именно там ее начали использовать еще в 20-е годы прошлого века. Конечно, задача у ABS того времени была другая: блокировка колес поезда при торможении не отправляла его в занос, а практически уничтожала чугунные колеса. И именно поэтому на железной дороге стали изобретать системы, не позволяющие колесам вставать колом при торможении. Впоследствии же первые ABS появились в авиации, где было очень важно быстро остановить самолет после посадки и не дать ему уйти из полосы.

И только спустя 50 лет антиблокировочная система тормозов появилась на серийных автомобилях. Сначала – в виде опции, а затем, в 1978 году, ее начали ставить в базе на Mercedes-Benz W116 и на «семерку» BMW. Сейчас представить современный автомобиль без ABS уже невозможно (рашистский недоавтопром не в счет).

Из чего состоит ABS?

Можно выделить три основных подсистемы: датчики оборотов колес, управляющие клапаны и электронный блок управления. Принцип работы системы прост: датчики (каждый на своем колесе) передают сигналы, обрабатываемые блоком управления. Если сигнал говорит о том, что колесо внезапно слишком резко потеряло угловую скорость, блок отдает команду соответствующему клапану сбросить давление, чтобы отпустить колодку тормоза и предотвратить блокировку колеса. Блок опрашивает датчики несколько десятков раз в секунду, поэтому тормозная педаль может вибрировать и трещать: клапан очень быстро реагирует на команду блока управления, которая формируется на основе сигнала датчиков. В результате колесо не блокируется, что предотвращает юз и повышает управляемость автомобиля.

Почему горит лампочка?

Начнем с хороших новостей: иногда лампочка ABS вообще никак не связана с поломкой системы. Такое бывает, когда колеса на одной оси стоят неподвижно, а на другой при этом достаточно долго и быстро крутятся. Это классическая ситуация при попытке уехать из грязи или снега. После такого события блок управления ABS сходит с ума от показаний датчиков и включает лампочку просто от непонимания происходящего. После нескольких километров лампа гаснет, а система при этом будет работать штатно. Здесь ничего страшного нет, это нормально.

Хуже, если пробуксовки не было, а система ругается. Если это произошло после замены ступичного подшипника, ступицы в сборе или тормозного диска (в некоторых случаях), сигнал ABS не случаен. Скорее всего, занимавшийся этой работой не очень внимательно отнесся к установке либо датчика ABS, либо его ротора. Из-за чрезмерной кривизны рук работника СТО такой вариант не только возможен, но и очень популярен.

Если лампочка гаснет после включения зажигания, но иногда включается на ходу, следует проверять проводку к датчикам. На новых машинах она подводит редко, а вот на подержанных машинах проводка может отгнить. Особенно если на этой машине любили месить грязь или ее эксплуатировали в регионах, щедрых на зимние реагенты.

Иногда такая ошибка может быть не связана с ABS. Дело в том, что «гребенка» стоит на ступице, а сам датчик очень близко к ней, но на неподвижной части автомобиля. Расстояние между ними должно очень точно сохраняться, но если ступичный подшипник совсем развалится, ступица начнет люфтить. А это приводит к тому, что сигнал от датчика может периодически пропадать.

Другая причина, заставляющая лампочку включаться на ходу – отсутствие сигнала из-за загрязнения датчика или импульсного ротора, или ломки последнего. В первом случае ремонт сводится к чистке датчика и ротора. Это можно сделать самому. Чистить датчик и ротор можно чем угодно, главное не повредить проводку. Но если при чистке окажется, что ротор поврежден (отсутствуют зубцы или он просто развалился), его, конечно, придется менять.

Гораздо интереснее искать такую ​​ломку, при которой система не может пройти самодиагностику после включения зажигания. То есть, когда лампа ABS не гаснет через несколько секунд после включения зажигания или запуска двигателя. Вероятная причина – отказ датчика или обрыв проводки.

Проще начать проверку с самого датчика. Самый простой метод – проверка его сопротивления мультиметром. Различные датчики имеют разное сопротивление, но в среднем оно должно быть от 1 до 2 кОм (чаще даже до 1,5 кОм). Эти числа можно использовать в качестве ориентиров, хотя, конечно, лучше знать сопротивление точно. Но главное – не увидеть на мультиметре ноль или бесконечность: в первом случае это будет означать короткое замыкание, во втором – обрывание. Ремонтировать датчик ABS нет смысла, его придется заменить.

Ради собственного удовольствия можно вывесить колесо и покрутить его. Сопротивление датчика должно изменяться. Если этого не происходит, то, вероятно, или что-то не так с «гребенкой», или датчик рабочий, но очень грязный. Впрочем, в этом случае лампочка ABS обычно загорается на ходу, а не после неудачной самодиагностики.

Проводку проверить посложнее. Идеальный вариант – ее проверка с подключенным датчиком. Но для этого нужно снять колодку с блока ABS и найти в клемме пару проводов, которые подходят с каждого датчика колес (обычно они отличаются по цвету). Если на этом этапе работа кажется слишком сложной, лучше не изводить себя и машину, а поехать в сервис.

Recent Posts

Черная пятница 2024: какие лучшие подарки для автолюбителей подобрать по акции

Черная пятница — это идеальное время для выгодных покупок, особенно если вы хотите порадовать автолюбителя.…

23.11.2024

Самые надёжные седаны с наддувом: ТОП-10 моделей для покупки в 2024 году

Сегодня турбированные двигатели стали обыденностью для автомобилей разных классов, в том числе в сегменте седанов.…

23.11.2024

Какие привычки водителя “убивают” роботизированную трансмиссию в автомобиле

Появление роботизированной трансмиссии позволило существенно упростить процесс управления автомобилем без вложения в конструкцию существенных средств.…

23.11.2024

Шесть подержанных кроссоверов класса люкс, которые выгоднее покупать, чем новый седан

Седаны сегодня всё ещё достаточно популярны, особенно в люксовом сегменте, однако иногда их покупка сопряжена…

23.11.2024

Исландцы раскрыли свой секрет борьбы с обледенением лобового стекла в автомобиле

Замерзание лобового стекла в автомобиле становится главной проблемой украинских водителей в зимний период. Утро многих…

23.11.2024

Надёжные немецкие спорткары: ТОП-10 подержанных моделей для покупки

Немецкие спорткары отличаются своей высокой производительностью, выдержанным стилем и выдающимся качеством сборки, однако и стоят…

23.11.2024