Система ABS, или антиблокировочная система тормозов, знакома нам давно, но до сих пор может поставить в тупик. Почему иногда на приборной панели загорается ее лампочка?
Немногие знают, но антиблокировочная система пришла на помощь автомобилистам не откуда-то, а с железной дороги: именно там ее начали использовать еще в 20-е годы прошлого века. Конечно, задача у ABS того времени была другая: блокировка колес поезда при торможении не отправляла его в занос, а практически уничтожала чугунные колеса. И именно поэтому на железной дороге стали изобретать системы, не позволяющие колесам вставать колом при торможении. Впоследствии же первые ABS появились в авиации, где было очень важно быстро остановить самолет после посадки и не дать ему уйти из полосы.
И только спустя 50 лет антиблокировочная система тормозов появилась на серийных автомобилях. Сначала – в виде опции, а затем, в 1978 году, ее начали ставить в базе на Mercedes-Benz W116 и на «семерку» BMW. Сейчас представить современный автомобиль без ABS уже невозможно (рашистский недоавтопром не в счет).
Из чего состоит ABS?
Можно выделить три основных подсистемы: датчики оборотов колес, управляющие клапаны и электронный блок управления. Принцип работы системы прост: датчики (каждый на своем колесе) передают сигналы, обрабатываемые блоком управления. Если сигнал говорит о том, что колесо внезапно слишком резко потеряло угловую скорость, блок отдает команду соответствующему клапану сбросить давление, чтобы отпустить колодку тормоза и предотвратить блокировку колеса. Блок опрашивает датчики несколько десятков раз в секунду, поэтому тормозная педаль может вибрировать и трещать: клапан очень быстро реагирует на команду блока управления, которая формируется на основе сигнала датчиков. В результате колесо не блокируется, что предотвращает юз и повышает управляемость автомобиля.
Почему горит лампочка?
Начнем с хороших новостей: иногда лампочка ABS вообще никак не связана с поломкой системы. Такое бывает, когда колеса на одной оси стоят неподвижно, а на другой при этом достаточно долго и быстро крутятся. Это классическая ситуация при попытке уехать из грязи или снега. После такого события блок управления ABS сходит с ума от показаний датчиков и включает лампочку просто от непонимания происходящего. После нескольких километров лампа гаснет, а система при этом будет работать штатно. Здесь ничего страшного нет, это нормально.
Хуже, если пробуксовки не было, а система ругается. Если это произошло после замены ступичного подшипника, ступицы в сборе или тормозного диска (в некоторых случаях), сигнал ABS не случаен. Скорее всего, занимавшийся этой работой не очень внимательно отнесся к установке либо датчика ABS, либо его ротора. Из-за чрезмерной кривизны рук работника СТО такой вариант не только возможен, но и очень популярен.
Если лампочка гаснет после включения зажигания, но иногда включается на ходу, следует проверять проводку к датчикам. На новых машинах она подводит редко, а вот на подержанных машинах проводка может отгнить. Особенно если на этой машине любили месить грязь или ее эксплуатировали в регионах, щедрых на зимние реагенты.
Иногда такая ошибка может быть не связана с ABS. Дело в том, что «гребенка» стоит на ступице, а сам датчик очень близко к ней, но на неподвижной части автомобиля. Расстояние между ними должно очень точно сохраняться, но если ступичный подшипник совсем развалится, ступица начнет люфтить. А это приводит к тому, что сигнал от датчика может периодически пропадать.
Другая причина, заставляющая лампочку включаться на ходу – отсутствие сигнала из-за загрязнения датчика или импульсного ротора, или ломки последнего. В первом случае ремонт сводится к чистке датчика и ротора. Это можно сделать самому. Чистить датчик и ротор можно чем угодно, главное не повредить проводку. Но если при чистке окажется, что ротор поврежден (отсутствуют зубцы или он просто развалился), его, конечно, придется менять.
Гораздо интереснее искать такую ломку, при которой система не может пройти самодиагностику после включения зажигания. То есть, когда лампа ABS не гаснет через несколько секунд после включения зажигания или запуска двигателя. Вероятная причина – отказ датчика или обрыв проводки.
Проще начать проверку с самого датчика. Самый простой метод – проверка его сопротивления мультиметром. Различные датчики имеют разное сопротивление, но в среднем оно должно быть от 1 до 2 кОм (чаще даже до 1,5 кОм). Эти числа можно использовать в качестве ориентиров, хотя, конечно, лучше знать сопротивление точно. Но главное – не увидеть на мультиметре ноль или бесконечность: в первом случае это будет означать короткое замыкание, во втором – обрывание. Ремонтировать датчик ABS нет смысла, его придется заменить.
Ради собственного удовольствия можно вывесить колесо и покрутить его. Сопротивление датчика должно изменяться. Если этого не происходит, то, вероятно, или что-то не так с «гребенкой», или датчик рабочий, но очень грязный. Впрочем, в этом случае лампочка ABS обычно загорается на ходу, а не после неудачной самодиагностики.
Проводку проверить посложнее. Идеальный вариант – ее проверка с подключенным датчиком. Но для этого нужно снять колодку с блока ABS и найти в клемме пару проводов, которые подходят с каждого датчика колес (обычно они отличаются по цвету). Если на этом этапе работа кажется слишком сложной, лучше не изводить себя и машину, а поехать в сервис.
Черная пятница — это идеальное время для выгодных покупок, особенно если вы хотите порадовать автолюбителя.…
Сегодня турбированные двигатели стали обыденностью для автомобилей разных классов, в том числе в сегменте седанов.…
Появление роботизированной трансмиссии позволило существенно упростить процесс управления автомобилем без вложения в конструкцию существенных средств.…
Седаны сегодня всё ещё достаточно популярны, особенно в люксовом сегменте, однако иногда их покупка сопряжена…
Замерзание лобового стекла в автомобиле становится главной проблемой украинских водителей в зимний период. Утро многих…
Немецкие спорткары отличаются своей высокой производительностью, выдержанным стилем и выдающимся качеством сборки, однако и стоят…