Война научила украинцев всегда иметь несколько канистр или даже бочку горючего в запасе. Но долго держать горючее нельзя, потому что оно портится и может повредить двигателю, сообщают в Авто24.
Хранение нефтепродуктов – не простой вопрос, а «просроченный» запас может, как минимум, подвести в ответственный момент, а как максимум наделать беды. Ситуация значительно ухудшается тем, что в разгар топливного кризиса люди разгребали с заправок все, что горит, так что в запасах мог оказаться продукт не лучшего качества.
Коктейль со сложным рецептом
Разберемся сначала с бензином. Это сверхсложный коктейль кучи компонентов, отклонение по каждому из которых может повлечь за собой тяжелый сбой эксплуатационных характеристик. Гарантированный срок хранения – показатель высокого качества бензина, недостижимый для разного рода «крафта».
Главное капризное вещество в бензине – оксигенат. Это группа компонентов, которая отвечает за повышение октана и имеет спиртовую природу. Доказательство октана спиртом – дань экологии, ведь большинство других присадок более вредны. Есть и исключительно нефтяная альтернатива спирту, но она гораздо дороже.
Для технологов использования спирта – сплошная проблема. Во-первых, спирт обладает свойствами абсорбировать из воздуха влагу. В больших резервуарах на нефтебазах всегда есть прослойка подтоварной воды. То же, но в своем масштабе происходит и в канистре. И топливные баки, и канистры так или иначе «дышат», так что воздух для сбора воды будет обновляться, а влага со временем накапливается.
Во-вторых, спирт спешит улетучиваться. Кстати, то же делает и часть летучих нефтяных компонентов бензина с высоким октаном. А что будет с бензином, потерявшим октаноповышающий компонент? Верно, он потеряет октан.
«Первые последствия потери качества при хранении – снижение давления насыщенных паров и падение октанового числа. Первый показатель отвечает за легкость запуска двигателя, что особенно важно в холодное время года», – говорит аудитор ОС «Серт АСУ» Александр Лютый.
По его словам, в нужный момент генератор или автомобиль может просто не завестись и придется откачивать «просроченный» бензин из топливного бака (это еще игрушка).
Даже если мотор заведется, то пониженное октановое число поработает над сокращением его возраста, можете не сомневаться. Забытый в канистре на год и более бензин использовать в технике, которая вам дорога, не рекомендуется. Там уже скорее всего есть незаметный глаз осадок и другие неприятные химические сюрпризы.
В плане капризности по хранению различаем следующие типы бензина: альтернативный (30%+ спирта), стандартный заводской (до 5%) и бензин с мини-НПЗ (состав неизвестен, но технология плюс-минус ясна).
Заводской бензин. Продукт, соответствующий ДСТУ, можно хранить до 1 года при герметичности емкости, однако все же рекомендуется проводить ротацию раз в 6 месяцев. Если вы уверены в АЗС, где залили канистры, то есть высокая вероятность, что год он выстоит без ухудшения качества. Ну, а если потеряет 1-2 единицы октана, то для генератора это не так страшно.
По словам технолога крупного НПЗ, повысить качество хранения может только герметичность: «Любой контакт с воздухом приведет к окислению углеводородов и потере качества». Так что если ваша пластиковая канистра раздулась от температуры или наоборот втянула бока ночью, не нужно помогать ее открывать, чтобы сбалансировать давление.
Альтернативное топливо – наиболее проблемный в плане хранения бензин. Если в обычном продукте «беспокойных» элементов 2-5%, то в альтернативном горючем – более 30%. В идеальных условиях рекомендованный срок хранения – 3-4 месяца, на практике – месяц.
В разгар топливного кризиса альтернативный бензин было найти легче, поэтому многие были вынуждены покупать эту экзотику. Поскольку в тот период качество особо никто не беспокоился, нареканий хватало. Скорее всего, не мало этого продукта находится сейчас в канистрах в гаражах и на балконах.
Просроченный альтернативный бензин легко расслаивается на свои первоначальные компоненты – прямогонный бензин и спирт – а между ними – прослойка воды. К сожалению, просто изрядно поболтать канистру не поможет.
Бензин из мини-НПЗ. Вместе с «альтернативщиками» в преодоление топливного кризиса включились нефтяные мини-заводы, которых в Украине немало. Чтобы скорее насытить рынок, правительство снизило планку требований к топливу до уровня Евро-3. Проблема только в том, что бензин и дизель вряд ли соответствуют этому стандарту.
Нестабильность такого бензина (так характеризуют химики способность быстро разваливаться на фракции, улетучиваться и иным образом портиться) имеет место еще на заводе, он просто так рожден. Дорога на нефтебазу, а затем заправку займет еще несколько очков его качества.
«У нас случайно простоял и год образцы бензина из одного из «миников», причем не самого плохого. Так, он с 95-го превратился в 75-й», – говорит директор компании, исследующей качество горючего. Так можно примерно посчитать, что с ним будет с бензином незаводского происхождения через полгода.
Не замерзнуть в канистре
С дизельным топливом ситуация немного легче, ведь спирта здесь нет, а летучих фракций гораздо меньше, чем в бензине. Впрочем, здесь есть другие трудности, например, парафины. Они кристаллизуются под влиянием низких температур и превращают в мороз летний сорт дизтоплива в желе.
Специалисты предостерегаются от дедовского метода повышения морозостойкости керосином. «В домашних условиях разводить дизтопливо реактивным топливом строго запрещено. Это может быть опасно как для оператора процесса, так и для двигателя», — говорит Александр Лютый.
Что будет, если горючее перемерзнет зимой и отойдет с наступлением теплой погоды? Результат зависит от многих параметров, но ничего хорошего, говорят химики, очевидно не будет. «Скорее всего, затвердевшие парафины полностью не растворятся даже при высокой температуре, а осядут на канистре. Это прямой путь к умерщвлению топливных фильтров и клапанов, выходу из строя выхлопной системы», — говорит руководитель одной из крупных украинских лабораторий.
Для борьбы с замерзанием ДТ магазины автохимии предлагают широкий спектр присадок. Однако за специалисты топливного рынка скептически относятся к разного рода антигелям. Во-первых, при температуре -20° и ниже они не помогут – вводить подобные добавки необходимо при плюсовой температуре, так что канистру из ДП нужно будет оставить в помещении на ночь или больше.
Во-вторых, пользоваться присадкой следует непосредственно перед использованием горючего, ведь после добавления реагента окисление (читай – порча) ДТ ускорится. В результате – появление осадка и сверхурочное загустение.
Выходит, что от летнего ДТ следует избавиться до наступления холодов. Сезон еще дает время, чтобы использовать запас, возможно, с добавлением специальных присадок. А запас лучше сформировать с зимним или арктическим ДТ. Эти сорта без проблем переживут холодное время года. Единственное, с чем могут столкнуться пользователи зимнего ДТ в летнее время, это повышенный расход топлива и ускоренный износ топливной аппаратуры. Но это относительно небольшая цена гарантии работы генератора или автомобиля зимой.
Японский автопроизводитель Suzuki анонсировал выпуск нового компактного кроссовера Across 2026. Фото новой модели появились на…
На днях в Сумах произошел курьезный, но в то же время опасный инцидент с участием…
Последние дни российские военные беспощадно бьют по Одесской области, поражая объекты энергетической и транспортной инфраструктуры.…
18 декабря в Харькове произошло серьезное ДТП. Легковой автомобиль под управлением судьи Валковского районного суда…
Если вы ищете практичное и экономичное авто не за «все деньги мира» для ежедневных поездок…
Премьера гибридной версии компактного кроссовера Mitsubishi Xforce последнего поколения в Таиланде вызвала настоящий ажиотаж. Как…