Статті

Почему при растаможке электромобилей снова нужно платить пошлины и НДС

С 1 октября изменился подход к таможенному оформлению электромобилей: хотя они освобождены от уплаты пошлины и НДС, таможня требует внести залог перед их ввозом. Эти деньги она резервирует у себя на счете и возвращает по завершении всех формальностей. Почему так происходит, насколько это законно и какое решение?

Сегодня за ввоз электромобиля нужно оплатить только минимальный акциз – 1 евро за 1 киловатт емкости аккумуляторной батареи. Пошлину и НДС, как на автомобили с двигателями внутреннего сгорания, не взимают. Однако особенности законодательства таковы: сначала таможенные платежи начисляют полные, как на обычный автомобиль, а затем от них освобождают. То есть на практике владелец машины не платит ничего, но формально процедура проходит именно так.

До недавнего времени этот момент никак не влиял на тех, кто ввозил электромобили. Однако 1 октября 2022 года произошли изменения. В связи с гармонизацией украинского законодательства с европейским и запуском системы совместного транзита NCTS начало действовать Постановление Кабинета Министров Украины № 1091 от 27 сентября 2022 года “Об утверждении перечня отдельных товаров, ввоз которых на таможенную территорию Украины и/или перемещение по территории Украины транзитом осуществляется без предоставления таможенным органам обеспечения уплаты таможенных платежей».

Это обновленный список товаров, при ввозе которых не нужно вносить залог в размере полной стоимости таможенного оформления. Легковые автомобили, в том числе и электрические, в этот список Кабмин почему-то не включил. Поэтому при ввозе легковушек и оформлении предварительной таможенной декларации сначала нужно внести средства на счет таможни — залог в размере полной стоимости растаможки.

«Если это авто из ДВС, то все логично. Это гарантия того, что автомобиль не «потеряется» по дороге из контрольно-пропускного пункта в таможенный терминал. Впоследствии эти деньги зачислят как таможенные платежи для окончательного выпуска авто в свободное обращение, и никаких проблем это не создает. А вот с электромобилями, растаможка которых почти бесплатна, это выглядит, по меньшей мере, странно» — объясняет Левко Прокипчук, эксперт по практическому применению таможенного законодательства Ассоциации профессиональных таможенных посредников, эксначальник Львовской таможни.

Практически процедура выглядит следующим образом: таможенный брокер рассчитывает стоимость таможенного оформления электромобиля без льгот (т.е. насчитывает пошлину 10% от стоимости авто и НДС 20%), покупатель вносит эти средства на счет таможни, и только после этого можно оформить предварительную таможенную декларацию, необходимую для пересечения границы. После того, как автомобиль прошел таможенное оформление на внутреннем терминале, владелец пишет заявление и эти средства возвращают.

Впрочем, такая процедура создает неудобства и лишнюю бюрократию, рассказывает Юлия Рыковская, CEO компании West Auto Hub: «Например, если авто стоит 10 тысяч евро за границей, вам нужно заморозить на счете 3200 евро. И если компания может воспользоваться услугой финансового гаранта и не использовать «живые» оборотные средства, то у частных покупателей с этим возникают проблемы. Как минимум эти средства нужно иметь. Не все понимают, для чего это делать, и что так требует обновленное законодательство».

Вносить финансовую гарантию не нужно в двух случаях:

— если электромобиль проходит растаможка непосредственно в пункте пропуска;

— в случае использования услуги финансового гарантирования специализированных компаний.

Поскольку таможенное оформление электромобилей продолжает оставаться почти бесплатным, то такая ситуация лишь создает дополнительную нагрузку на аппарат Государственной таможенной службы, объясняет Левко Прокипчук. «Работникам приходится тратить время на практически лишнюю процедуру. А это соответственно неэффективный расход средств государственного бюджета». Исправить ситуацию, говорит эксперт, может Правительство, добавив электромобили в перечень товаров, не требующих предварительного финансового гарантирования.

Share
автор
Artem Boyko

Recent Posts

Новый бюджетный кроссовер Renault замечен во время тестов

Новый кроссовер Renault Boreal проходит тестирование перед запуском на рынок Бразилии. Он обещает стильный дизайн…

06.06.2025

Топ-5 эффективных способов уменьшить потребление топлива

Цены на топливо в Украине с начала 2025 года снова пошли вверх, и это заставляет…

06.06.2025

Лайфхак для лета: как быстро охладить салон авто в жару и не заболеть

С каждым годом лето в Украине становится всё жарче. Температура в салоне автомобиля, оставленного на…

06.06.2025

Знаете ли вы, как избежать штрафов за тонировку автомобильных стекол в Украине?

Правильная тонировка автомобильного стекла может избежать штрафов. Узнайте, какие нормы тонирования допустимы в Украине в…

06.06.2025

Машина под солнцем: почему эта привычка может уничтожить ваш автомобиль и стоить тысячи гривен

Украинское лето в последние годы бьёт температурные рекорды, и жаркие дни с температурой +30°C и…

06.06.2025

Новый доступный кроссовер Toyota обещает стать бестселлером: чего ждать от новинки

Новая Toyota Land Cruiser FJ в 2026 году обещает стать хитом в сегменте дешевых внедорожников.…

06.06.2025