Статті

Почему при растаможке электромобилей снова нужно платить пошлины и НДС

С 1 октября изменился подход к таможенному оформлению электромобилей: хотя они освобождены от уплаты пошлины и НДС, таможня требует внести залог перед их ввозом. Эти деньги она резервирует у себя на счете и возвращает по завершении всех формальностей. Почему так происходит, насколько это законно и какое решение?

Сегодня за ввоз электромобиля нужно оплатить только минимальный акциз – 1 евро за 1 киловатт емкости аккумуляторной батареи. Пошлину и НДС, как на автомобили с двигателями внутреннего сгорания, не взимают. Однако особенности законодательства таковы: сначала таможенные платежи начисляют полные, как на обычный автомобиль, а затем от них освобождают. То есть на практике владелец машины не платит ничего, но формально процедура проходит именно так.

До недавнего времени этот момент никак не влиял на тех, кто ввозил электромобили. Однако 1 октября 2022 года произошли изменения. В связи с гармонизацией украинского законодательства с европейским и запуском системы совместного транзита NCTS начало действовать Постановление Кабинета Министров Украины № 1091 от 27 сентября 2022 года “Об утверждении перечня отдельных товаров, ввоз которых на таможенную территорию Украины и/или перемещение по территории Украины транзитом осуществляется без предоставления таможенным органам обеспечения уплаты таможенных платежей”.

Это обновленный список товаров, при ввозе которых не нужно вносить залог в размере полной стоимости таможенного оформления. Легковые автомобили, в том числе и электрические, в этот список Кабмин почему-то не включил. Поэтому при ввозе легковушек и оформлении предварительной таможенной декларации сначала нужно внести средства на счет таможни — залог в размере полной стоимости растаможки.

«Если это авто из ДВС, то все логично. Это гарантия того, что автомобиль не «потеряется» по дороге из контрольно-пропускного пункта в таможенный терминал. Впоследствии эти деньги зачислят как таможенные платежи для окончательного выпуска авто в свободное обращение, и никаких проблем это не создает. А вот с электромобилями, растаможка которых почти бесплатна, это выглядит, по меньшей мере, странно» — объясняет Левко Прокипчук, эксперт по практическому применению таможенного законодательства Ассоциации профессиональных таможенных посредников, эксначальник Львовской таможни.

Практически процедура выглядит следующим образом: таможенный брокер рассчитывает стоимость таможенного оформления электромобиля без льгот (т.е. насчитывает пошлину 10% от стоимости авто и НДС 20%), покупатель вносит эти средства на счет таможни, и только после этого можно оформить предварительную таможенную декларацию, необходимую для пересечения границы. После того, как автомобиль прошел таможенное оформление на внутреннем терминале, владелец пишет заявление и эти средства возвращают.

Впрочем, такая процедура создает неудобства и лишнюю бюрократию, рассказывает Юлия Рыковская, CEO компании West Auto Hub: “Например, если авто стоит 10 тысяч евро за границей, вам нужно заморозить на счете 3200 евро. И если компания может воспользоваться услугой финансового гаранта и не использовать «живые» оборотные средства, то у частных покупателей с этим возникают проблемы. Как минимум эти средства нужно иметь. Не все понимают, для чего это делать, и что так требует обновленное законодательство».

Вносить финансовую гарантию не нужно в двух случаях:

– если электромобиль проходит растаможка непосредственно в пункте пропуска;

– в случае использования услуги финансового гарантирования специализированных компаний.

Поскольку таможенное оформление электромобилей продолжает оставаться почти бесплатным, то такая ситуация лишь создает дополнительную нагрузку на аппарат Государственной таможенной службы, объясняет Левко Прокипчук. «Работникам приходится тратить время на практически лишнюю процедуру. А это соответственно неэффективный расход средств государственного бюджета». Исправить ситуацию, говорит эксперт, может Правительство, добавив электромобили в перечень товаров, не требующих предварительного финансового гарантирования.

Recent Posts

Какую кнопку в автомобиле нельзя нажимать во время дождя: должен знать каждый водитель

Управление автомобилем и без того является сложным и не всегда безопасным процессом, а если речь…

30.09.2024

Могут рухнуть уже сегодня: два больших автомобильных моста в Украине находятся на грани трагедии

Два из пяти автомобильных мостов через Днепр в Киеве находятся в аварийном состоянии и могут…

30.09.2024

Украинские суды начали оправдывать признанных пьяными водителей: в чем причина

Вождение автомобиля в нетрезвом виде в Украине считается одним из самых серьёзных нарушений ПДД и…

30.09.2024

Скандал с Jaguar Елизаветы II: неприличные находки в королевском авто

В июне 2001 года мир узнал о неожиданной находке, которая поставила компанию Jaguar в неудобное…

29.09.2024

Как правильно очистить панель приборов автомобиля и избавиться от липких загрязнений

Приборная панель — это не просто элемент интерьера автомобиля, а важная его часть, которая на…

29.09.2024

Включать фары перед запуском двигателя: миф или реальная необходимость?

С приближением зимы многие водители начинают задумываться о том, как облегчить пуск двигателя в морозы.…

29.09.2024