4WD или AWD: чем отличаются полноприводные трансмиссии
На вторичном рынке огромное количество автомобилей с разными системами полного привода. Есть подключаемые трансмиссии, автоматические, постоянные, блокированные и другие. Все они имеют разную конструкцию и надежность. Чем они отличаются друг от друга и на какие системы лучше не обращать внимания?
Полный подключаемый 4WD (Four-wheel drive).
Простейший тип полного привода реализован на старых рамных джипах, к примеру УАЗах. Там большая часть времени тяга идет на задний мост, а при выезде на бездорожье можно подключить передние колеса. Причем подсоединение переднего моста осуществляется принудительно, без свободного вращения дифференциала. Поэтому такая трансмиссия позволяет передвигаться только грязью, где разница между скоростью вращения колес компенсируется шаткостью поверхности, по которой едет машина. Иначе трансмиссия будет испытывать сильные нагрузки, что обернется для нее преждевременным выходом из строя.
Эта конструкция появилась на заре автомобилестроения, активно использовавшейся в середине прошлого века и встречающейся на некоторых моделях внедорожников даже сейчас. Ее долгожительство объясняется простотой и надежностью. Неудивительно, что некоторые американские пикапы и даже прославленный Jeep Wrangler имеют жестко подключаемую ось.
Правда, на асфальтовых дорогах при скорости более 50 км/ч такой полный привод нужно отключать. Внедорожник или пикап превращается в обычную заднеприводную машину.
Постоянный привод 4×4
Чтобы постоянно ездить с полным приводом на высоких скоростях, необходимы механические дифференциалы. Они создаются, чтобы «решить» обе ведущие оси и позволить валам вращаться с разными угловыми скоростями. В этом случае машина сохранит отличную управляемость, а трансмиссия будет лишена нежелательных нагрузок. Дифференциал также позволяет сократить радиус поворота, так как позволяет колесам вращаться независимо друг от друга. На прямолинейных участках вращение осей выравнивается и при добавлении газа тяга снова появляется на обоих мостах.
В общем, дифференциалы незаменимы на сухой и жесткой поверхности мостовых, а вот на бездорожье они мешают. Если сцепные характеристики поверхности недостаточны, дифференциал передает тягу на менее загруженное колесо. В результате в сугробе или в раскисшей жиже одно колесо проскальзывает и буксует, а остальные стоят на месте.
Чтобы ездить по бездорожью, дифференциалы необходимо блокировать. Например, на «Ниве» для этого используется механический рычаг, жестко фиксирующий валы, и тогда передняя ось помогает вытащить забуксовавшую машину. А на некоторых легковых автомобилях дифференциал блокируется автоматически – с помощью механического устройства, как на старых Audi Quattro, или с помощью электронно управляемых муфт, как BMW.
Привод AWD (All-wheel drive)
С развитием электроники инженеры усовершенствовали систему полного привода. Для машин с поперечным расположением мотора был разработан новый тип подключаемой трансмиссии, где за передачу момента между осями отвечает электронная муфта.
Это означает, что при стандартных условиях движения большинство крутящего момента передается на переднюю ось, а при пробуксовках часть тяги уходит назад.
В электронной муфте есть пакет фрикционов, жестко смыкающий по команде блока управления. Муфта может дозировать от 0 до 100%. В некоторых конструкциях блокировка осуществляется с помощью электротяги или гидравлики.
Эти типы трансмиссий выгодны тем, что они гораздо дешевле систем постоянного полного привода, но обеспечивают такую же функциональность. Муфта срабатывает за 150 миллисекунд при развитии пробуксовки передней оси. На некоторых машинах муфта всегда немного сомкнута, из-за чего часть момента постоянно уходит на заднюю ось.
Таким образом, подключаемая конструкция существенно экономит затраты на производство и обеспечивает снижение веса машины.
Бывают электромагнитные и гидравлические муфты. При выборе полноприводного кроссовера с муфтой лучше отдавать предпочтение гидравлике. Она более надежна и почти не перегревается при поездках по бездорожью. К примеру, на полноприводных машинах Volkswagen, Audi, Land Rover и Volvo используется гидравлическая муфта Haldex.