В сети показали, какими были маршрутки в Украине 60 лет назад
![](https://mashyna.com.ua/wp-content/uploads/2022/12/260B9628-ADCC-495D-BFEF-10F95DC52263.jpeg)
Столица Украины всегда имела мощную промышленность, в разные годы здесь выпускали самолеты «Ан», экскаваторы «Красный экскаватор», мотоциклы «Днепр», троллейвозы КТГ, троллейбусы «Авиант» и «Киев»… Но об автобусах одноименного бренда, согласитесь, до сих пор мало кто слышал. Между тем, их было выпущено несколько штук, хотя вообще разрабатывались они для серийного производства, сообщает Авто24.
Разрабатывали и складывали автобусы Киев с 1958 года на столичном авторемонтном заводе №1 – старейшем из всех киевских авторемов. Практика выпуска той или иной техники на региональных авторемонтных заводах в советское время была довольно распространена.
Дело в том, что при массовом в мире выпуске стандартных грузовиков в стране постоянно ощущался дефицит более или менее специализированной техники. Поэтому, в частности, автобусы и микроавтобусы разных классов производились на нескольких небольших предприятиях разных городов. За основу брали шасси серийных грузовиков ГАЗ-51, ГАЗ-52 и ГАЗ-53 или агрегаты легковых машин «Москвич» и «Волга».
Каким был автобус марки «Киев»
По нынешним меркам «Киев» можно сравнить с «Богданами» – внутри можно насчитать не менее 22 сидячих мест. Скорее всего, в целом киевская конструкция аналогична рижскому автобусу РАФ-251, довольно распространенному в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Автобус использовал шасси «газона», его же рядный 6-цилиндровый двигатель в 70 л.с. и 4-ступенчатую коробку передач без синхронизаторов.
Каркас кузова по автобусным традициям первой трети ХХ века делали деревянным, наружная обивка была металлической. Свежим решением для того времени была вагонная компоновка – отдельного капота спереди не было, двигатель располагался под крышей справа от водителя.
Особенности киевского автобуса
От прибалтийского аналога украинская машина отличалась более передовым дизайном, вернее, более удобным для пассажиров салоном. У боковых скатов крыши были окна, они пропускали в салон больше света, а главное, они улучшали обзорность, особенно для пассажиров, сидевших в глубине салона.
По имеющимся фото можно понять, что все киевские машины отличаются друг от друга. Закрытые и открытые колесные арки, три вида лобового стекла, несколько вариантов облицовки передка, крыши разной формы, в том числе без окон в боковых скатах.
Где подевались уникальные автобусы «Киев»
Точных данных нет, но судя по всему, начиная с 1958 года было сделано как минимум четыре автобуса «Киев». Три из них работали в украинской столице в качестве экскурсионных. Дальнейшая судьба этих уникальных автобусов неизвестна, но по опыту эксплуатации аналогичных машин в тот период можно предположить, что все они вполне могли работать по назначению вплоть до начала 1970-х. Экскурсионный режим по улицам большого города, в отличие от работы на маршруте, щаден для подвижного состава.
Поддерживать в порядке ходовую часть и силовой агрегат можно было хоть полвека благодаря развитой сети авторемонтных заводов. Ведь тот же производитель «Киева» – 1-й КАРЗ – был создан в 1932 году специально для промышленного ремонта техники ГАЗ. Но ресурс автобусов того времени ограничивался возрастом деревянного каркаса кузова. Он рассыхался, начинал клониться, и наконец выходил из строя, при том, что эффективных технологий ремонта таких конструкций не существует.
Однако нельзя исключать, что однажды кто-то из столичных собирателей ретро-техники натолкнется на заброшенный экземпляр уникального киевского автобуса, чтобы пополнить им экспозицию одного из украинских музеев.