В мае 2025 года в Украине законопроект №8082, предусматривающий введение новых правил для водителей пожилого возраста, получил заключение профильного комитета и был подан на рассмотрение Верховной Рады. В случае его принятия миллионы водителей столкнутся с новыми требованиями к медицинской и психологической пригодности.
Что предусматривает законопроект
Основная цель инициативы — повысить безопасность дорожного движения, ведь, по словам авторов проекта, количество ДТП с участием пожилых водителей постепенно увеличивается.
Согласно документу:
Водители в возрасте от 65 до 69 лет обязаны проходить медосмотр каждые 5 лет.
В возрасте от 70 до 74 лет — подтверждение медицинской пригодности нужно обновлять раз в два года.
После 75 лет — ежегодная проверка и сокращение срока действия водительского удостоверения до одного года.
Кроме того, законом предусмотрены обязательные курсы повышения водительских навыков для лиц 70+, включающие не только практическую часть, но и теоретическое обновление знаний.
Также планируется сократить общий срок действия водительских прав для всех водителей с 30 до 10 лет, что соответствует европейским стандартам.
Европейский опыт: как это работает в других странах
В ЕС уже действуют аналогичные ограничения, на которые ориентируются украинские законодатели. Например:
Испания: после 65 лет водители обязаны обновлять права каждые 5 лет после прохождения медосмотра.
Италия: водители старше 70 лет проходят медосмотр каждые 3 года, после 80 — каждые 2 года.
Германия: не имеет чётких возрастных ограничений, но рекомендует добровольные тесты, а в случае сомнений в способности управлять транспортом может инициировать обязательную проверку.
Франция: рассматривает введение ежегодного подтверждения здоровья после 75 лет.
Такие меры в Европе не считаются дискриминационными — наоборот, они поддерживаются как способ повысить безопасность всех участников дорожного движения, включая пожилых людей.
Что это значит для украинских водителей
Введение новых норм в Украине позволит:
Снизить количество аварий, вызванных ухудшением здоровья водителя;
Обеспечить контроль за психофизическим состоянием лиц пожилого возраста, управляющих транспортом;
Повысить ответственность и дисциплину среди всех категорий водителей.
В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в профильных комитетах. Если его утвердят в первом и втором чтении, изменения могут вступить в силу уже с начала 2026 года.
Законопроект №8082 — это не о дискриминации, а о заботе о безопасности. С возрастом не всегда приходит неспособность, но регулярная проверка — это залог уверенности как для самого водителя, так и для других участников движения. Такая практика — норма для цивилизованного мира, и Украина постепенно интегрирует её в свою правовую систему.
В Японии каршеринг стал частью повседневной жизни, но последние исследования показали странную тенденцию. Как выяснила…
Перекресток – это место, где даже опытный водитель может ошибиться. Здесь все решают секунды. Одно…
Многие водители даже не задумываются, почему на боковых зеркалах некоторых автомобилей видна тонкая черная линия.…
Многие водители пугаются, когда на панели загорается красный круг с восклицательным знаком. Обычно это сигнал…
Автомобиль – это не гаджет. Здесь все должно работать интуитивно, без раздумий. Но некоторые производители…
Toyota решила не спешить с новым поколением Corolla. Как пишет Motor.es, вместо этого японцы обновили…