Мороз против батареи: сколько на самом деле электромобили теряют заряда зимой
Холод всегда испытывает автомобиль на прочность, а для владельцев электрокаров это еще и проверка терпения. Зимой они часто жалуются на меньший запас хода. Но насколько серьезна потеря энергии? Разбирался портал MMR.
Специалисты автоиндустрии объясняют: истории о «половине потерянного заряда» – преувеличение. Реальные потери составляют около 10–30%. А 40% случается только во время сильных морозов, когда температура опускается ниже –20 °C. Причина проста – холод замедляет движение ионов в литий-ионной батарее, поэтому часть емкости становится временно недоступной.
«Энергия не исчезает. Она возвращается, когда аккумулятор прогревается. Это как горячий чайник, который остывает, но не опустошается», – объясняет инженер-электрик Андрей Чумак, который более десяти лет работает с аккумуляторами для электротранспорта.
Современные электрокары имеют системы термостабилизации. Они поддерживают нужную температуру батареи, даже когда авто стоит. Это продлевает срок ее службы и помогает избежать резких потерь энергии.
Впрочем, зимой расход растет не только из-за самой батареи. Дополнительную нагрузку создают обогрев сидений, стекол, руля, салона, а также фары, которые работают дольше из-за короткого дня. Эти «зимние привычки» могут сократить пробег еще на 10–15%.
Автослесарь Алексей Плахотнюк объясняет:
«Водители часто забывают, что даже кондиционер, который сушит стекло, берет энергию из батареи. Если добавить подогрев и короткие поездки, пробег действительно падает».
Как уменьшить потери зимой:
- заряжайте авто ночью и прогревайте во время зарядки;
- не допускайте падения заряда ниже 20–30%;
- активируйте рекуперацию при торможении;
- выбирайте режим эко, если планируете долгую поездку;
- храните автомобиль в теплом месте или накрывайте его термочехлом.
Ситуация в Украине
По данным Института исследований авторынка, в Украине количество электрокаров превысило 190 тысяч. Зимой большинство владельцев используют зарядные станции с функцией предварительного подогрева. Это существенно уменьшает потери энергии.
Обсудить эту тему в Facebook