В Украине снова начали массово подрабатывать дизельное топливо
Свежее исследование, проведенное столичным Институтом потребительских экспертиз, свидетельствует о росте активности теневого рынка. Эксперты проверили дизельное топливо, продаваемое на украинских заправках и поставляемое оптом в логистику и промышленность. Результаты проверки, к сожалению, не поражают своим утешением: более 30 процентов топлива оказались низкого качества. Как только рынок смог оправиться от дефицита и стабилизировать цены, как нелегальные поставщики снова заполнили его некондиционным заменителем. Это ускоренный возврат фальсификаторов на рынок связан с приближением введения акцизов на топливо, что непременно приведет к его удорожанию. Это придаст злоумышленникам большую прибыльность, поскольку они смогут работать в более выгодных условиях, не платя налогов и сборов.
Для исследования были взяты образцы горючего из 20 сетей, представленных в разных регионах страны. Эксперты проверили качество дизельного топлива от таких крупных и средних сетей, как WOG, SOCAR, AMIC, PARALLEL, KLO, PRIME, АВИАС, ОВИС, SHELL, Avantage 7, NEFTEК, NPG, U.GO, UPG, БРСМ-нефть, MARSHALL, ESKO, Укрнефть, PATRIOT, СПЕКТР.
В лаборатории была проведена проверка по таким критериям, как температура вспышки в закрытом тигле, содержание серы и плотность. Все эти показатели должны соответствовать нормам ДСТУ, иначе топливо может нанести ущерб как автомобилям, так и окружающей среде, в частности, воздуху, который мы вдыхаем. В ходе исследования оказалось, что в некоторых образцах топлива отсутствует признак “евро” – нынешний стандарт…
По сравнению с результатами предыдущих исследований бензина эксперты разделили полученные результаты на зоны: зеленую, синюю и красную. Сети, чьи результаты соответствуют всем нормам и являются качественными, попали в зеленую зону. Те АЗС, где обнаружены некоторые нарушения требований профильного ГОСТа, но они остаются в допустимых пределах, вошли в синюю зону. В то же время сети, не соответствующие стандарту и поставляющие некондиционное топливо, попали в красную зону.
Зеленая зона
Только 7 из 19 участников успешно прошли в зеленую зону: SOCAR, WOG, AMIC, KLO, PARALLEL, ОВИС и PRIME. Прежде всего, была проведена проверка основного показателя дизельного топлива – содержания серы. Этот показатель фактически является ключевым индикатором того, действительно ли топливо произведено в Европе. С уверенностью можно сказать, что члены “зеленой” группы – это “европейцы”. Это имеет большое значение, поскольку сера может отрицательно влиять на работу нейтрализаторов и сажевых фильтров, а удаление ее из топлива является сложным и затратным процессом. К примеру, если содержание серы составляет 1000 мг/кг (что еще десять лет назад было приемлемым), то нейтрализатор может потерять свою эффективность после десяти-пятнадцати заправок. По украинским стандартам (аналогичным Евро 5), содержание серы в топливе должно быть не более 10 мг/кг. Самый низкий уровень серы обнаружен в дизельном топливе WOG (3 мг/кг), а на практике отсутствует она в SOCAR и AMIC (4 мг/кг). KLO, PARALLEL и PRIME имеют очень низкое содержание серы.
Далее, был проверен еще один важный показатель – температуру вспышки дизельного топлива. Этот показатель может указать, вмешивались ли посторонние компоненты в солярку, что может привести, например, к самовозгоранию топлива в случае аварии. Минимальная температура вспышки должна составлять не менее 55 °С. Рекордный результат, 71 градус в топливе от SOCAR, практически такие же показатели наблюдаются у их коллег из AMIC и WOG – по 70 единиц.
Синяя зона
В синюю зону попали следующие сети: AVANTAGE 7, SHELL, NEFTEK, NPG, UPG, MARSHALL, ESKO. Продающееся в этих сетях топливо отвечает всем требованиям ГОСТа, но его количество ограничено. Например, серосодержащее дизельное топливо UPG и NPG почти достигало максимально допустимых норм – 10 мг/кг. Однако, учитывая, что большинство этих сетей позиционируют себя как дискаунтеры с более низкими ценами на заправках и имеют региональное распространение, это удовлетворительный результат.
Красная зона
Напоследок, рассмотрим аутсайдеров. Сюда вошли образцы, приобретенные в сетях БРСМ-нефть, U.GO, Укрнафта, АВИАС, PATRIOT и СПЕКТР. На первый взгляд, это может показаться небольшим количеством, но следует учитывать, что первые четыре сети насчитывают более 1000 АЗС по всей стране, что является значительной долей рынка. Основные проблемы были связаны с содержанием серы. В случае U.GO было незначительное превышение на 7 единиц (17 мг/кг), но у АВИАС наблюдается почти двенадцатикратное превышение (119 мг/кг)! Однако это еще не крайний случай. В образцах PATRIOT обнаружено содержание серы на уровне 357 мг/кг, а у БРСМ-нефть этот показатель достигает 362 мг/кг! Такая большая концентрация серы обязательно приведет к необходимости ремонта топливной системы и двигателя, что повредит кошелек владельца. Кроме того, выхлопные газы от такого топлива будут содержать оксиды, которые будут негативно влиять на здоровье пешеходов на улицах городов. Образцы БРСМ-нефть и PATRIOT также выявили нарушения в температуре вспышки, которая составляет 45 и 37 градусов. дно. Напомним, что это может свидетельствовать о наличии посторонних компонентов в топливе. Безусловно, такое топливо огнеопасно, поскольку низкая температура вспышки указывает на более высокую вероятность его возгорания при ДТП или других чрезвычайных ситуациях. Кроме того, в образце PATRIOT обнаружена пониженная плотность, что может свидетельствовать о том, что это зимнее топливо.
Итоги
В настоящее время дизельное топливо играет немаловажную роль не только в экономике, но и в войне. Зарабатывать на подделках в это время минимум циничным. Снижение требований к качеству и снятию налогов государством для восполнения рынка некоторые люди восприняли как слабость и возможность обогатиться. Это также влияет на конкурентоспособность, поскольку “честные” сети берут на себя ответственность за добровольное налогообложение, которое помогает армии. Поэтому владельцам бизнесов, государственным учреждениям, имеющим критическую и логистическую инфраструктуру, а также сельскохозяйственным предприятиям следует очень внимательно относиться к выбору поставщиков топлива во избежание массовых проблем с транспортом. Эксперты также рекомендуют владельцам частного транспорта заправляться только в сетях, не идущих на компромиссы по качеству.
ГП ЕВРО
Автор статьи Дмитрий Гордиенко