Нацбанк заявил о глобальной реформе в обязательном страховании автомобилей — по автогражданке (обязательное страхование гражданской ответственности, ОСАГО). Водители не имеют права садиться за руль без таких полисов, их отсутствие наказывается штрафом от 425 до 850 грн.
НБУ анонсировал следующие изменения в этом виде страхования:
• Отменяется действующее государственное регулирование цен на полисы автогражданки. Долгие годы власти объясняли его тем, что эта страховка обязательна, поэтому не давали страховщикам завышать цены, поддерживая водителей. В настоящее время средняя цена ОСAГО находится в районе 2,5-2,8 тыс. грн для опытного водителя (прав более 2 лет) в Киеве. Но теперь Нацбанк собирается разрешить страховым компаниям устанавливать расценки по их усмотрению. В каком диапазоне они могут быть — финансисты пока не предусматривают.
• Начнется поэтапное повышение страховых выплат пострадавшим в авариях до европейских уровней в соответствии с директивой ЕС 2021/2118 от 24 ноября 2021 года. Оно займет от 6-7 лет, но в результате по имущественному ущербу (повреждению автомобиля и т.п.) пострадавшие должны получать до €1,3 млн, а по здоровью (если кто получил травмы/погиб) — до €6,45 млн. Пока страховщики платят гораздо меньше: до 160 тыс. грн — по имуществу, до 320 тыс. грн — по здоровью.
• Собираются изменить практику выплат пострадавшим от здоровья в случае потери трудоспособности и смерти. Пока люди получают всю сумму целиком (до 320 тыс. грн), но власти хотят ввести разбивку (помесячно, поквартально и т.п.) таких выплат — в течение всей инвалидности (при потере трудоспособности) или всей жизни родственника-наследника, если речь идет о смерти в дорожной аварии.
• Прямое урегулирование событий хочет сделать обязательным, если водитель этого захочет. Пока страховые компании могут от него отказываться — этот момент оставлен по их усмотрению. Считается, что новый подход максимально упростит получение выплат автогражданкой. Суть прямого урегулирования заключается в праве пострадавших в ДТП обратиться не в страховую компанию винной стороны (классическое правило — платит СК винной стороны), а в свою страховую — потому, что он продал полис автогражданки.
• Человек получит качественное обслуживание в компании, которую сам выбирал, когда покупал ОСАГО. Уже после всех выплат страховое пострадавшее лицо будет связываться с компанией виновника аварии и будет получать у нее соответствующую выплату, то есть выплату по регрессу. Все происходит без участия пострадавшей стороны непосредственно между страховщиками.
• Власти хотят усилить гарантии и функции Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), чтобы сделать эту структуру более эффективной. Она призвана защищать водительские права в различных ситуациях, в том числе в случае, если виновник ДТП скрывается с места аварии и оставляет пострадавшего ни с чем. Это почти как Фонд гарантирования вкладов физлиц для вкладчиков банков.
Это основные моменты нацбанковской реформы в автогражданке. В НБУ отметили, что они будут детально выписаны в новой редакции законопроекта “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств”.
Когда она будет рассматриваться Верховной Радой, пока не уточняется.
Исследование, проведенное порталом WhatCar, позволило составить рейтинг самых надежных дизельных автомобилей, которые на данный момент…
Поломки автомобиля могут возникнуть по разным причинам, и зачастую они становятся настоящей проблемой для водителей.…
В последние годы гибридные автомобили становятся все более популярными благодаря своей экономичности и меньшему воздействию…
Проезд на красный свет светофора в Украине считается одним из самых серьезных нарушений правил дорожного…
Заправка автомобиля "до полного" бака в жаркую погоду может вызвать ряд серьезных проблем и даже…
Топове спортивне купе E-Tech 4×4 300 HP поповнило лінійку флагманського Renault Rafale 2024 модельного року.…