Нацбанк заявил о глобальной реформе в обязательном страховании автомобилей — по автогражданке (обязательное страхование гражданской ответственности, ОСАГО). Водители не имеют права садиться за руль без таких полисов, их отсутствие наказывается штрафом от 425 до 850 грн.
НБУ анонсировал следующие изменения в этом виде страхования:
• Отменяется действующее государственное регулирование цен на полисы автогражданки. Долгие годы власти объясняли его тем, что эта страховка обязательна, поэтому не давали страховщикам завышать цены, поддерживая водителей. В настоящее время средняя цена ОСAГО находится в районе 2,5-2,8 тыс. грн для опытного водителя (прав более 2 лет) в Киеве. Но теперь Нацбанк собирается разрешить страховым компаниям устанавливать расценки по их усмотрению. В каком диапазоне они могут быть — финансисты пока не предусматривают.
• Начнется поэтапное повышение страховых выплат пострадавшим в авариях до европейских уровней в соответствии с директивой ЕС 2021/2118 от 24 ноября 2021 года. Оно займет от 6-7 лет, но в результате по имущественному ущербу (повреждению автомобиля и т.п.) пострадавшие должны получать до €1,3 млн, а по здоровью (если кто получил травмы/погиб) — до €6,45 млн. Пока страховщики платят гораздо меньше: до 160 тыс. грн — по имуществу, до 320 тыс. грн — по здоровью.
• Собираются изменить практику выплат пострадавшим от здоровья в случае потери трудоспособности и смерти. Пока люди получают всю сумму целиком (до 320 тыс. грн), но власти хотят ввести разбивку (помесячно, поквартально и т.п.) таких выплат — в течение всей инвалидности (при потере трудоспособности) или всей жизни родственника-наследника, если речь идет о смерти в дорожной аварии.
• Прямое урегулирование событий хочет сделать обязательным, если водитель этого захочет. Пока страховые компании могут от него отказываться — этот момент оставлен по их усмотрению. Считается, что новый подход максимально упростит получение выплат автогражданкой. Суть прямого урегулирования заключается в праве пострадавших в ДТП обратиться не в страховую компанию винной стороны (классическое правило — платит СК винной стороны), а в свою страховую — потому, что он продал полис автогражданки.
• Человек получит качественное обслуживание в компании, которую сам выбирал, когда покупал ОСАГО. Уже после всех выплат страховое пострадавшее лицо будет связываться с компанией виновника аварии и будет получать у нее соответствующую выплату, то есть выплату по регрессу. Все происходит без участия пострадавшей стороны непосредственно между страховщиками.
• Власти хотят усилить гарантии и функции Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), чтобы сделать эту структуру более эффективной. Она призвана защищать водительские права в различных ситуациях, в том числе в случае, если виновник ДТП скрывается с места аварии и оставляет пострадавшего ни с чем. Это почти как Фонд гарантирования вкладов физлиц для вкладчиков банков.
Это основные моменты нацбанковской реформы в автогражданке. В НБУ отметили, что они будут детально выписаны в новой редакции законопроекта “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств”.
Когда она будет рассматриваться Верховной Радой, пока не уточняется.
В условиях растущих цен на автомобильное топливо, а также нестабильной финансовой ситуации в стране вопрос…
Замерзание лобового стекла в автомобиле становится главной проблемой украинских водителей в зимний период. Утро многих…
Покупка автомобиля, даже подержанного — это всегда затратная сделка. Однако украинцы могут найти место, где…
Мало кто из водителей будет рад, если его автомобиль остановит полиция. Однако патрульным также иногда…
В Украине полиции запрещено останавливать автомобили по собственному усмотрению без конкретной причины. Но это совсем…
Автомобильные штрафы в Украине являются самым распространённым наказанием для водителей за нарушение ПДД. В то…