Украинский рынок топлива ждут несколько месяцев турбулентности из-за ограничения поставок в Европу российской нефти
Украинский рынок топлива ждет несколько месяцев турбулентности в связи с необходимостью перестройки европейского рынка из-за ограничений G7, Австралии и ЕС цены на российскую нефть на уровне $60 за баррель и других ограничений, связанных с морскими перевозками нефти российского происхождения, считает директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
«Нас ждут 2-3 месяца турбулентности, пока европейский рынок не адаптируется сначала к нефтяным, а затем и нефтепродуктовым санкциям. А пока мы эти санкции почувствовали первыми. Вопрос даже не в цене, а в наличии продукта. Да, мы имеем все возможности привезти, главное, чтобы было что», – написал он в своем Facebook в воскресенье.
Куюн остановился на текущей ситуации по основным направлениям поставки горючего в Украину, отметив, что, в частности, Болгария полностью прекратила экспорт из-за неопределенности дальнейшей работы лукойловского НПЗ в Бургасе, а в Румынии наблюдается задержка танкеров из-за погодных условий, ремонт резервуаров порта Констанца, а также заблокирован причал из-за подозрений в российском происхождении дизтоплива. Кроме того, распространяются слухи об остановке лукойловского НПЗ «Петротел» из-за санкций.
В то же время, итальянский рынок переживает турбулентность из-за национализации крупнейшего лукойловского НПЗ ISAB на Сицилии, а в Турции украинские компании отказываются от дизеля НПЗ STAR из-за недостаточной морозостойкости, а также наблюдается отсутствие свободных партий в порту Opet.
В то же время в Греции нет предложений для продажи, а у Польши есть ограниченный ресурс, а также срывает графики поставок из-за загруженности железных дорог, в частности из-за увеличения объемов перевозки угля.
«Есть и общие для всех проблемы. Российскую нефть замещают другими сортами, которые преимущественно легче. То есть отбор средних дистиллятов – дизеля и авиакеросина – меньший. А именно это самые популярные позиции в Европе», – пояснил эксперт.
В то же время он отметил, что есть положительные моменты – увеличение выпуска бензина, с которым ситуация на рынке намного лучше.
Куюн отметил, что «этот период нужно просто пройти», как Украина прошла гораздо более сложный этап перестройки рынка весной, когда пришлось заместить 100% довоенных источников топлива.
По его словам, Европе следует заместить гораздо меньше – ориентировочно 40%, хотя, по мнению эксперта, это тоже проблема. Ситуация с замещением Европой российского газа, где она уже добилась некоторого успеха, гораздо сложнее нынешней ситуации с нефтепродуктами.
«С газом это сделать гораздо сложнее, ведь там нехватка танкеров и перевалок. А дизель возят морем десятилетиями. Уже есть сигналы о переориентации на Европу крупных танкеров из Индии и Китая. Привлекательные (высокие) цены будут затягивать в Европу все большие объемы продукта по всему мира», — убежден эксперт.
По его словам, как только новая конфигурация поставок сформируется, цены на ресурс упадут.
«Тем более, что в отличие от природного газа, о подорожании в разы пока речь не идет», – убежден Куюн.
Впрочем, пока, по данным эксперта, нынешняя ситуация привела к увеличению цен и услуг по перевозке горючего по морю и суше – за последние пару недель премии международных трейдеров уже выросли на $70-80/т (до 3 грн/л).
«Но даже те, кто готов набросить и $100, не могут получить продукт, потому что его нет», – отметил директор консалтинговой группы.
В то же время, он призвал не критиковать союзников Украины за максимальную цену на российскую нефть в $60/барр, отметив, что вопрос не в цене, а в том, чтобы не было дефицита, который, со своей стороны, приведет к «космической цене».
«Нужно дождаться, когда российское горючее полностью покинет Европу с 5 февраля (введение запрета на широкий спектр услуг, связанных с перевозкой российской нефти – ЕР). Хотя все больше трейдеров отказывается от него, оно есть на рынке. Скажу больше, оно есть и в Украине и тоже тормозит полный переход к рынку «без вас», – подытожил эксперт.
Как сообщалось, 3 декабря страны группы G7 вместе с Австралией присоединились к ЕС и объявили, что согласились установить потолок цен на нефть, экспортированный из РФ морем, на уровне $60 за баррель.
В заявлении G7 напоминает, что «на следующей неделе коалиция по вопросам предельной цены (G7, ЕС и Австралия) введет запрет на широкий спектр услуг, в частности, судоходное страхование и торговое финансирование, связанных с морскими перевозками сырой нефти российского происхождения, за исключением тех случаев, когда покупатели будут покупать нефть по стоимости $60 или менее $60 за баррель.
В то же время уточняется, что импортеры, покупающие российскую нефть в рамках ценового предела, сохранят доступ к разным услугам в государствах – участниках коалиции, необходимых для торговли нефтью.
Отмечается, что с 5 февраля 2023 года запрет на такие услуги будет распространяться на морскую транспортировку нефтепродуктов российского происхождения за исключением продуктов, продаваемых в рамках установленного потолка цен.
Со своей стороны президент Украины Владимир Зеленский заявил, что установленная предельная цена $60 за баррель российской нефти, экспортируемой из РФ морем, «не является серьезной».
Россия, отметил президент, уже нанесла колоссальный ущерб всем странам мира сознательной дестабилизацией энергорынка, а мир никак не может решиться на ее подлинное энергетическое разоружение.
«Это слабая позиция. И только вопрос времени, когда все равно придется применять более сильные инструменты. Жаль, что это время будет потеряно. Логика очевидна: если ограничение цены на российскую нефть – $60 вместо, например, 30, о которых говорили, в частности, Польша и страны Балтии, российский бюджет будет получать в год около $100 млрд», – подчеркнул он.