Директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн рассказал о ситуации на рынке нефтепродуктов.
«Дефицит продолжается. С одной стороны, очередей на заправки нет, хотя с другой – много станций по всей стране простаивает, а работающие станции не имеют всего ассортимента и отпускают всего по 20 л. В последнее время наблюдаю за введением ограничений и для коммерческих клиентов. Единственные неприкосновенные и полностью обеспеченные силовики и муниципалитеты» – говорит эксперт.
Первая причина дефицита топлива, по его мнению, в уничтожении оккупантами единственного действующего в Украине Кременчугского НПЗ.
«В марте основной задачей был поиск ресурсов в Европе, большую часть рынка закрывал Кременчуг. С начала апреля завода нет, импортные ресурсы законтрактованы, но теперь перед импортерами другая задача – привезти горючее», – отмечает Куюн.
В то же время Европа предстала перед неожиданной для себя проблемой.
«В Европе нет лишних цистерн и локомотивов. Более того, ситуация стала неожиданной для самих европейцев: оказалось, что вагоны из одной страны не всегда могут передвигаться по железной дороге соседей из-за дополнительных технических требований», — рассказал эксперт.
С позитива – активизировался автомобильный импорт, расширив географию впервые за годы независимости.
«Для понимания всеобъемлющего поиска ресурса украинцами – впервые (на мою память) отмечен импорт бензина из Германии. Спойлер – ждем продукта из Нидерландов и Бельгии», — говорит Куюн.
Однако этот позитив влечет проблемы в логистике.
«Много машин не завезешь. Напряжение по всем видам горючего, но по дизелю оно наибольшее. Свое слово сказал и спрос со стороны аграриев. Хотя по всем признакам, он меньше, чем ожидалось. Мне неизвестны случаи, чтобы кто-то не смог купить горючее или где-то были очереди из бензовозов. Среди версий – имеющиеся у фермеров стоки горючего, сокращение посевных работ, выбор в пользу менее «капризных» культур и упрощение технологий в целях экономии горючего и удобрений и тому подобное», — считает эксперт.
Относительно цен правительство продолжает госрегулирование, которое, по мнению Сергея Куюна, из-за дефицита дает обратный эффект.
«Установленная цена есть, но нет продукта. Как в советском магазине. Будем надеяться, что мы просто не все знаем, а в правительстве знают больше и делают то, что нужно. Наиболее тревожная ситуация с ДП, но в последние дни снова возникла обеспокоенность и по поводу бензина», — сказал он.
Положительная сторона этого процесса – из-за дефицита на рынке появился продукт из мини-НПЗ.
«Не очень много и не очень качественный, но и за то спасибо. Тем более, что для повышения октана «малые нефтеперерабатывающие» вынуждены добавлять биоэтанол нашего производства, а это хорошо», — подчеркнул эксперт.
Остается проблема с автогазом.
«Газ превратился в призрак: то есть его нет. Цена подкрадывается к стоимости бензина. Из хорошего – импорт автогаза начал заходить стабильно, постепенно увеличиваясь. Из экзотики – американский LPG! Кто-то уже едет на молекулах свободы», — заявляет Куюн.
В опте цена на дизтопливо стартует с 39,5 грн/л и заканчивается на 44 грн/л. Предложений немного.
Превышают предельную “правительственную” цену, по данным эксперта, несистемные станции.
«На ограничения начали забивать, сообщают даже о 45 грн/л. Однако без ограничений по литражу. Настоящее рыночное проявление», – считает эксперт.
По словам Куюна, такая ситуация может занять до двух недель.
«Есть надежда, что через неделю-другую сезонный спрос немного «присядет» и станет несколько легче», — отметил он.
«С другой стороны, люди возвращаются, Киев оживает, становится в пробках, сжигает дорогостоящее горючее, в том числе и вышеупомянутые «молекулы свободы»… Когда продукт есть через раз, говорить о прогнозе цен как-то странно. Тем не менее, остаемся ориентированы на мировые цены, которые хоть и продолжают сомневаться, но, кажется, нащупали какой-то коридор. Удавка на шее российского нефтяного экспорта еще будет держать мир в напряжении, пока ОПЕК не перестанет изображать из себя обиженного и не начнет давать на рынок больше нефти. В то же время ожидаем увеличения добычи Штатами и другими странами с высокой себестоимостью производства углеводородов», – подчеркнул эксперт.
В условиях растущих цен на автомобильное топливо, а также нестабильной финансовой ситуации в стране вопрос…
Замерзание лобового стекла в автомобиле становится главной проблемой украинских водителей в зимний период. Утро многих…
Покупка автомобиля, даже подержанного — это всегда затратная сделка. Однако украинцы могут найти место, где…
Мало кто из водителей будет рад, если его автомобиль остановит полиция. Однако патрульным также иногда…
В Украине полиции запрещено останавливать автомобили по собственному усмотрению без конкретной причины. Но это совсем…
Автомобильные штрафы в Украине являются самым распространённым наказанием для водителей за нарушение ПДД. В то…