Водителям рассказали, что будет с двигателем при переходе на дешевое масло
С точки зрения химиков и инженеров моторное масло классифицируется не как “дешевое” и “дорогое”, а по классам качества согласно стандартам API и ACEA. Каждый класс определяет соответствие масла требованиям того или иного уровня. В частности, это способность держать защитную пленку под определенным давлением в парах трения, сохранять свои свойства под влиянием времени и различных температур, противостояния коррозии, содержания в составе определенных веществ и т.д.
Например, по системе API категория определяется последовательно буквами латинского алфавита, которые проставляются после буквы S (бензиновые моторы) и C (дизели). Первым было масло SA – для тихоходных агрегатов начала автомобильной эры, за ним следовал класс SB – для более нагруженных двигателей выпуска 1930-х годов и так далее. В настоящее время ведущими мировыми производителями выпускаются масла категорий от SJ (для моторов разработки 1996 – 2001 гг.) до SP (моторы конструкции после 2020 гг.).
Как сообщает Авто24, кроме класса качества есть еще категория вязкости. Она характеризует способность масла оставаться жидкой на морозе и не превращаться в жидкую воду при температурах выше 100°C. Вязкость не зависит напрямую от класса качества. По наиболее распространенной системе SAE она обозначается 5W-30, 10W-40, 15W-40 и т.д.
Следовательно, с точки зрения техники в конкретный двигатель можно заливать масло любого бренда и цены, если только его класс качества и индекс вязкости соответствовали требованиям производителя автомобиля (мотора). Но кроме мира техники есть еще мир маркетинга и понятия бренда, рекламы, раскрутки и т.д.
Почему масла разных марок, но с одинаковыми характеристиками – одного класса качества и категории вязкости – стоят по-разному? Один из ответов лежит на поверхности: потому что в цену дорогостоящей смазки включена стоимость рекламы и раскрутки на рынке. Но, к счастью, это не главная причина большей цены.
Как правило, большую цену имеют масла, дольше сохраняющие свои заявленные свойства. То есть более дешевое масло к концу своего срока службы (обычно 10 – 15 тыс. км) потеряет большую часть своих свойств. А в дорогой смазке присадки срабатываются не так быстро, и даже перед заменой такое старое масло так же хорошо защищает двигатель от износа, как и на первых километрах после заливки в двигатель.
То есть у автомобилиста с дорогой брендовой смазкой в двигателе есть определенный “запас надежности” масла – на случай тяжелых условий эксплуатации или, скажем, просрочки замены смазки свежей.
Кроме того, дорогие масла часто обладают дополнительными положительными качествами: лучше защищают детали от коррозии (это один из основных видов износа двигателя), создают меньшее сопротивление двигательным деталям, меньше загрязняют воздух, имеют меньшие потери “на угар” и т.д.