Бездонный советский рынок мототехники был несколько специфичен. Абсолютному количеству потребителей потребовалась рабочая лошадка – простая, надежная и ремонтопригодная. Другие рассуждения стояли не на втором, а вероятно, на десятом плане. Но вместе с сотнями тысяч “Яв” ежегодно мотоциклисты того времени получали дополнительные качества: комфорт и удовольствие от езды, сообщают в Авто24.
Jawa Perak 250 Typ 11 (1947 – 1955)
Эта чехословацкая модель могла бы поставляться на восток, ведь полностью отвечала критериям простоты и надежности. Но к этому времени там еще не были готовы ни производитель, ни потребитель. Между тем модель была почти революционной: в ней собрали все новации первых послевоенных лет. Сварная трубчатая рама, телескопическая гидравлическая вилка спереди, мягкая свеча сзади, 250-кубовый двухтактный одноцилиндровый двигатель, 9 л.с. мощности и полуавтоматическое сцепление.
Jawa 500 OHC Typ 15 (1952 – 1958)
Очень интересный мотоцикл, главным отличием которого был двигатель. Передовой в свое время четырехтактный 0,5-литровый силовой агрегат развивал 26 – 28 л.с. Причем делал это не по-тракторному – на низах, а вверху, на 5500 об/мин. Двухцилиндровый двигатель имел распределительный вал в головках цилиндров, что для середины прошлого века было прогрессивным решением – не зря этот факт был вынесен в название модели (OHC).
Система смазки была налажена по-самолетному, с сухим картером и 4,5-литровым баком для масла. Примечательно, что экипажную часть в целом сохранили от тогдашней 250-кубовой модели.
Люди, которые принимали решение о сотрудничестве с Motokov (экспортная кампания Чехословакии), решили, что для советских потребителей такой байк закупать не стоит. “Для чего нашим скорость 135 – 147 км/ч”, – вероятно, подумали великие начальники.
Jawa 350 Typ 633 Bizon (1970 – 1972)
Этот очень интересный мотоцикл должен был сменить на конвейере основную модель – “старую” Typ 360 (она же “сливка”), но с новизной получился, как говорится, перебор. Бизон отличался от предыдущих не только нетривиальным дизайном, но и конструкцией основной части – рамы. Она была не трубчатой пространственного типа, а хребтовой, да еще и сваренной из сложных штампованных элементов.
Двигатель был подвешен под рамой на двух точках, а задняя подвеска стала более стойкой в поперечном направлении. Радикализм в конструкции привел к увеличению массы и ухудшению управляемости из-за высокого центра тяжести. В экстерьере к смелому бензобаку добавились такие эстетические изъяны (с точки зрения давних поклонников марки) как грубые сварочные швы на самых видных местах рамы. Малым получился ход подвески обоих колес – 125 мм спереди и 90 мм сзади.
Jawa 350 Typ 360 Automatic (1964)
В целом это была обычная модель Typ 360, но с добавлением в коробку автоматического центробежного сцепления. Вместо обычной “корзины” с набором дисков-пластин на первичном валу коробки сидела центробежная муфта. Она была похожа на применяемые сейчас на скутерах, но работала в масляной ванне.
Коробка также имела четыре передачи и нуждалась в их переключении педалью, но при этом достаточно было просто бросить газ. Рычаг сцепления на левой стороне руля все равно был на месте – им можно было помогать при трогании, оставался и полуавтомат сцепления, связанный с этим рычагом.
Jawa 350 Californian Typ 363 (1966 – 1973)
Модель на агрегатах базовой в то время модели “старушки”. Но снаружи это был совсем другой мотоцикл. Пусть не такой стильный, как Typ 360, но визуально легкий, динамичный, в чем-то даже озорный. Модель хорошо продавалась не только в Штатах, но и по всему миру, до сих пор считается самым известным изделием бренда.
В отличие от европейцев, двухтактный двухцилиндровый двигатель не нуждался в смешивании бензина с маслом перед заправкой. На “Калифорнии” была система Oilmaster с отдельным бачком для смазки и помпой. Она сама подавала масло к карбюратору, дозируя его в соответствии с оборотами. В Союзе о Californian знали только из рекламных плакатов, украшавших шоурумы фирменных “явивских” магазинов. В Киеве, кстати, таков был на Куреневке.
Мало кто из водителей будет рад, если его автомобиль остановит полиция. Однако патрульным также иногда…
В Украине полиции запрещено останавливать автомобили по собственному усмотрению без конкретной причины. Но это совсем…
Автомобильные штрафы в Украине являются самым распространённым наказанием для водителей за нарушение ПДД. В то…
Роскошные немецкие кроссоверы – это сочетание стиля, технологий, высоких качества и производительности. Всё это и…
Зима – сложное время для автомобилистов, особенно в условиях украинских морозов. Одной из распространенных проблем,…
Автомобилестроительная промышленность активно электрифицируется и сегмент внедорожников ввиду своей популярности, не стоит в стороне. Каждый…