Вернутся ли в Украине очереди на АЗС и какой будет стоимость бензина и дизеля

Директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн рассказал, что в июне ситуация со снабжением нефтепродуктами в Украину существенно улучшилась: очереди на АЗС исчезли, а крупнейшие сети заявили о снятии лимитов. Прежде всего, проблему удалось решить благодаря отмене госрегулирования цен. Это позволило открыть рынок и активизировать поставщиков. В июне количество импортеров горючего втрое превысило довоенное, говорится в материале РБК-Украина.

Поставку нефтепродуктов начали не только оптовые компании, ранее работавшие исключительно на внутреннем рынке, а также аграрные, транспортные и промышленные предприятия.

В результате рынок достаточно наполнился дизтопливом и сжиженным газом, а также вышел почти на минимально необходимый уровень обеспечения бензином. Также исчез ажиотажный спрос. В разгар топливного кризиса потребители пытались не только заправиться, но и сделать некоторые запасы. Кто-то дополнительно покупал 2-3 канистры, а кто-то и бочонок на 200 литров. Сейчас этого уже нет, что позволяет постепенно наполнять розничную сеть и даже производить некоторые запасы горючего на АЗС.

Потребление существенно упало. В первые месяцы войны очень трудно анализировать уровень потребления нефтепродуктов в Украине. Были неплохие запасы горючего на рынке, а импорта почти не было. Сейчас мы отчетливо видим, какие поставки и спрос. И уже можно констатировать, что потребление всех марок нефтепродуктов в Украине сократилось примерно вдвое по сравнению с довоенным периодом.

Наполнение рынка привело к ожидаемому началу понижения цен. К примеру, сжиженный газ за последний месяц подешевел почти на 20%. Если в начале июня на некоторых заправках он стоил около 45 гривен, то уже сейчас есть случаи торговли по 35-36 гривен.

Также мы видим предпосылки для снижения цен на дизтопливо. Трейдеры завезли значительные объемы, нужно снижать цены, чтобы поскорее вернуть деньги. Есть предпосылки для снижения цены “дизеля” на 4-5 гривен за литр.

Делать долгосрочные ценовые прогнозы в сложившихся условиях сложно. Ситуация остается непредсказуемой из-за огромного количества факторов, влияющих на стоимость нефтепродуктов. Учитывая уничтожение внутренней нефтепереработки сейчас Украина полностью зависит от поставок с европейского рынка.

Сама же Европа входит в фазу высокого сезонного потребления на фоне ощутимого дефицита свободных ресурсов, провоцирующего повышение закупочных цен. И чем больше будет дефицит горючего в Европе, тем дороже и труднее нам будет его покупать.

Нефть дешевеет, маржа растет. Интересные и неожиданные события сейчас происходят на мировом рынке, где падает цена нефти. Если в пиковые периоды июня стоимость марки Brent достигала 130 долларов за баррель, то сейчас она снизилась до 100-105 долларов. Это существенное снижение, которое в том числе наносит удар по доходам России от нефтяного экспорта.

Однако пока никто не понимает, чем вызвано это удешевление. Отсутствие ярко выраженной основы нынешнего спада цен может свидетельствовать, что она имеет спекулятивную составляющую, поэтому в дальнейшем нельзя исключить откат и новое подорожание нефти на мировом рынке.

Мировой нефтяной рынок сильно трансформируется из-за санкций против РФ. Последним особенно озабочены европейские страны. Никто не понимает, сколь существенно эмбарго на поставки российской нефти повлияет на дефицит и стоимость топлива в Европе. Однако очевидно, что это будет сильно давить на европейский рынок, а соответственно и на украинский.

Расслабляться рано, впереди сезонный пик потребления. Сейчас в Украине ощущается спад топливного кризиса. Некоторым может показаться, что отсутствие очередей на АЗС свидетельствует о решении проблемы. Но это относительное спокойствие на рынке горючего обманчиво. Во-первых, впереди жатва и высокий сезон, во время которого потребление в Украине может вырасти на треть. Сейчас перед украинскими компаниями стоит задача обеспечить еще большие объемы поставок.

К сожалению, на традиционных для Украины направлениях импорта также есть определенные проблемы. Из-за повышенного спроса со стороны украинских компаний портовая перевалка нефтепродуктов в Румынии и Болгарии уже перегружена. У Польши вообще нет свободных мощностей, чтобы обеспечить перевалку горючего для украинского рынка. К тому же, в этих странах также растет сезонное потребление, поэтому не исключено, что их правительства будут пытаться ограничить поставки в Украину для обеспечения внутренних потребностей.

В таких условиях для нас будет очень опасно жить иллюзиями и считать, что топливный кризис уже позади. Напротив, уже сейчас нужно работать над диверсификацией и расширением каналов поставок. Причем работать над этим необходимо не только бизнесу, но и государству. Нужен эффективный диалог с правительствами стран, по которым мы можем нарастить поставки нефтепродуктов.

К примеру, с той же Польшей, возможности которой сейчас используются только на 50%. С Румынией и Болгарией, которые могут отказаться от идей перекрыть некоторые “окна” поставок в Украину для насыщения собственного рынка. Или с Германией, которая может обеспечивать более эффективную логистику поставок нефтепродуктов в Украину из портов Бельгии и Нидерландов.

Сейчас этот процесс очень сложен и дорог, однако в диалоге с бизнесом и правительствами этих стран можно значительно упростить его. Очевидно, что мы способны построить новый надежный и диверсифицированный рынок без российских и белорусских нефтепродуктов. К слову, это первый прецедент в Европе.

Не пропустите

Этот веб-сайт использует файлы cookie чтобы вам было удобно пользоваться сайтом Принять