Особенности проверки качества топлива и применения санкций к АЗС: позиция Верховного Суда

Верховный Суд пересмотрел в кассационном порядке административное дело по иску общества (далее – истец) к Государственной экологической инспекции в Кировоградской области (далее – Госэкоинспекция, ответчик) о признании противоправными и отмене решения и постановления.

Спор по этому делу возник по назначению и проведению ответчиком плановой проверки характеристик продукции общества, а именно: автомобильных бензинов, дизельного, судового и котельного топлива. По мнению истца, такая проверка назначена ответчиком неправомерно, в отсутствие этого законных оснований, поскольку во время проверки были допущены многочисленные нарушения прав истца, предусмотренные Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

Судами первой и апелляционной инстанций в удовлетворении отказано, поскольку суды пришли к выводу об обоснованности и правомерности применения к истцу ограничительных (корректирующих) мер, а также правомерность наложения на истца штрафных санкций нарушение требований Закона Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непродовольственной продукции» .

Обращаясь в Верховный Суд с кассационной жалобой на решение судов первой и апелляционной инстанций, общество отметило, что судами безосновательно не применен к спорным правоотношениям Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», в связи с этим, по мнению жалобщика, суды пришли к необоснованному выводу о правомерности применения к истцу ограничительных (корректирующих) мер.

По результатам кассационного пересмотра обжалуемых судебных решений Верховный Суд жалобу общества оставил без удовлетворения, а решение судов предыдущих инстанций – без изменений исходя из следующего.

Согласно статье 1 Закона Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непродовольственной продукции», государственный рыночный надзор – деятельность органов рыночного надзора с целью обеспечения соответствия продукции установленным требованиям, а также обеспечения отсутствия угроз общественным интересам.

Согласно части первой статьи 2 Закона Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непродовольственной продукции» действие настоящего Закона распространяется на отношения по:

— осуществление рыночного надзора за продукцией, охватываемой установленными требованиями, кроме видов продукции, указанных в части пятой настоящей статьи;

— осуществление контроля всей продукции кроме видов продукции, указанных в части пятой настоящей статьи.

Суд также учел положения статьи 3 Закона Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непродовольственной продукции», которой предусмотрено, что законодательство Украины о государственном рыночном надзоре и контроле продукции состоит из настоящего Закона, Закона Украины «Об общей безопасности непродовольственной продукции», других нормативно-правовых актов, регулирующих дела в данной сфере, в том числе технических регламентов.

В свою очередь, согласно части второй статьи 2 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» действие этого Закона не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении, в частности, мер государственного рыночного надзора и контроля непродовольственной продукции.

На основании анализа приведенных правовых норм коллегия судей Верховного Суда согласилась с выводами судов предыдущих инстанций о необходимости применения к спорным правоотношениям положений специального Закона Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непродовольственной продукции».

Кроме того, Верховный Суд учел позицию о приоритетности жизни и здоровья человека в сфере защиты прав потребителей, которая обеспечивается, в том числе надлежащим информированием потребителей о качестве товара, его соответствии установленным требованиям и техническим регламентам, а также то, что спорные решения ответчика о принятии корректирующих (ограничительных) мер и постановления о наложении штрафных санкций, принятые прежде всего с целью предупреждения распространения бензина и дизельного топлива, не отвечающих требованиям технических регламентов, т.е. требованиям качества и безопасности для жизни и здоровья человека.

Верховный Суд сформулировал правовое заключение, согласно которому правоотношения, возникающие в сфере осуществления мер государственного рыночного надзора и контроля непродовольственной продукции, регулируются специальными законами Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непродовольственной продукции», «Об общей безопасности непродовольственной продукции», техническими регламентами и другими нормативно-правовыми актами, определяющими особый порядок осуществления проверок характеристик продукции, в том числе отбора образцов продукции и их экспертизы (испытания), принятие ограничительных (корректирующих) мер, а также осуществление контроля состояния исполнения решений о принятии ограничительных (корректирующих) мероприятий.



Источник sud.ua

Этот веб-сайт использует файлы cookie чтобы вам было удобно пользоваться сайтом Принять