Украинцам рассказали об особенностях эксплуатации автомобиля с ГБО

Большинство автовладельцев, переоборудовавших свой автомобиль в газ, даже не подозревают, что с ГБО есть нюансы, которые нужно учитывать при эксплуатации транспортного средства. Журналисты издания Автоцентр< /a> рассказали об основных.

Еще недавно установленное ГБО на авто накладывало массу ограничений, но время идет и современное газобаллонное оборудование усовершенствовано и эксплуатация машины происходит как на бензине, так и на газе без лишних усилий водителя.

Бывает, когда автомобиль переоборудуют в гараже, мастера не рассказывают владельцам авто азы эксплуатации нового оборудования.

Очень часто автомобилисты не знают, что бак автомобиля всегда должен быть заполнен бензином не менее чем на четверть. Ведь в автомобилях с ГБО бензин используется при прогреве, а в некоторых системах еще и при превышении оборотов двигателя выше, например, 4000 об/мин (автоматически переключается на бензин или происходит впрыск бензина). В двигателях с прямым впрыском бензин хоть и в небольших количествах, но расходуется вместе с газом (соотношение бензин/газ составляет от 30:70 до 5:95).

Некоторые даже не подозревают, что ГБО – это по сути дублирующая топливная система. И в случае выхода из строя штатного бензонасоса или форсунок даже на ГБО 4 поколения существует возможность завести мотор на газе. Правда, этот режим считается аварийным и количество запусков ограничено, но по меньшей мере для того, чтобы дотянуть до СТО, такой вариант вполне допустим. Но главное после аварийного пуска – двигателю нужно дать поработать на холостых оборотах, чтобы газовый редуктор не обмерз.

Также особое внимание следует уделять герметичности, ведь это главный аспект безопасности. Автомобиль ни при каких условиях не должен являться источником запаха газа. Самые маленькие его признаки – это не герметичность или неправильная настройка системы. И в том и в другом случае следует немедленно перекрыть вентиль на мультиклапане, перейти на бензин и отправиться на СТО для устранения неисправностей.

Фильтрация

В транспортное средство с установленным газобаллонным оборудованием к штатным фильтрам добавляется еще как минимум два. Ведь в ГБО газ, подаваемый из баллона, сначала проходит очистку в жидкой фазе на входе в редуктор, а дальше, испарившись, проходит через фильтр паровой фазы, устанавливаемый перед форсунками. Учитывая качество газового топлива в Украине, рекомендуемый интервал замены этих фильтров составляет 10 000 км, совпадающий с плановыми ТО, рекомендованными газовиками.

Замену фильтров рекомендуется производить на специализированном СТО, ведь после установки новых (чистых) фильтров изменяется газовый поток, что может потребовать дополнительной регулировки системы. Кстати, бензиновый фильтр тоже обязательно будет менять в соответствии с регламентом. Ведь даже во время езды на газе бензонасос все равно прокачивает топливо и «обратком» загоняет обратно в бак. Сделано это для того, чтобы создать нормальное давление в системе на тот случай, если водителю или ГБО вздумается мгновенно перейти на бензин.

О баллонах

В качестве топливного резервуара в автомобилях из ГБО используется баллон. Эти баллоны бывают цилиндрическими и тороидальными, а подбираются в зависимости от места монтажа и могут иметь объем от 20 до 200 л. Но какой бы литраж ни был указан на вашем баллоне, заправлять его можно не более чем на 80% от заявленной емкости. Оставшиеся 20% являются паровой «подушкой», способной компенсировать рост давления при увеличении температуры. К примеру, зимой автомобиль был заправлен на улице при -15, а затем въехал в отопительный бокс (+10 градусов) – газ нагрелся и расширился. Если подушки не будет, баллон не разорвет, поскольку предусмотрен аварийный клапан, сбрасывающий избыток в атмосферу.

Если исходить из указанных цифр, то в 43-литровый баллон должен поместиться 35-37 литров газа. И если на АЗС вас убеждают, что задули больше, требуйте контрольных замеров! Но только если уверены, что установщик по вашей просьбе или свою инициативу не подогнул поплавок уровня. Имейте в виду, что запас газа на борту уменьшает фактическую грузоподъемность автомобиля. Ведь масса самого баллона – 20-30 кг и газа в нем от 30 до 100 литров. К примеру, заправленный 43-литровый баллон весит 43 кг (22 кг + 21 кг), 100-литровый – 72 кг (28 кг + 44 кг).

Некоторые автовладельцы избегают внешнего тороидального баллона из опасений «цеплять им за дорогу», но чаще всего эти страхи безосновательны. Баллоны изготовлены из стали толщиной 3 мм и по габаритам соответствуют штатной запаске. Есть, конечно, исключения. К примеру, Mitsubishi Grandis, который оснащается внешней докаткой. Или Mitsubishi Pajero Sport предыдущего поколения, в котором наружная запаска расположена очень близко к бамперу, из-за чего при езде по бездорожью баллон действительно может затрагивать за «рельеф местности».

Газ для зажигалок

Среди любителей погонять существует мнение, что газ для таких машин недопустим, ведь при работе на повышенных оборотах двигательи на бензине получает немалую нагрузку, а на газовом топливе подвергается еще и дополнительным тепловым воздействиям. И если раньше это действительно было проблемой, то современное ГБО имеет функцию впрыска бензина и даже автоматического переключения топливных режимов. При переоборудовании авто или при очередном ТО попросите мастеров выставить порог допрыска (например, с 3500 до 4000 об/мин) и последующего перехода на бензин после 4000 об/мин. В результате, после раскрутки двигателя выше 3500 об/мин, получать дополнительную порцию бензина, после 4000 об/мин переключаться на бензин, а при сбросе оборотов снова переходить на газ. Кроме того, при эксплуатации «зажигалок» на газе рекомендуется использование специальных масел, защищающих детали двигателя в граничных погрузочных, а соответственно и температурных режимах.

Многие автовладельцы слышали миф о том, что после установки ГБО прогорают клапаны. Но основная причина прогара – это несвоевременное или неквалифицированное ТО. При богатой или гомогенной (λ=1) смеси часть термической нагрузки «снимает» несгоревшее топливо, а при бедной топливной смеси происходит значительное увеличение температурного режима работы клапанов и их седел. А на бедной газовоздушной смеси температура повышается сразу на значительные 200-250 °С. Кроме того, газовоздушная смесь горит более медленно, поэтому процесс может продолжаться даже после открытия выпускного клапана. При этом клапаны и их седла подвергаются перегреву, что опять-таки приведет к прогару. Исходя из этого, можно сказать, что избежать прогара можно с помощью правильной настройки штатной топливной системы, подбора правильной ГБО, его квалифицированной настройки, а также обязательной периодической проверки клапанов и при необходимости их регулировки.

Своевременное обслуживание поможет избежать распространенной проблемы с прогаром клапанов.

Масла для ГБОшников

При работе двигателя на газовом топливе ресурс двигателя увеличивается за счет уменьшения износа деталей двигателя. Газ просто не разжижает масло и не смывает пленку со стенок цилиндров. И даже существует мнение, что масло при эксплуатации ГБО можно менять реже. Определенная толика правды в этом есть, но при эксплуатации двигателя на газовом топливе он также требует регламентной замены. Ведь удельная теплота сгорания газовоздушной смеси выше и горит она дольше, поэтому температура в цилиндрах двигателя выше. Некоторые производители даже выпускают для биотопливных моторов специальные масла (имеющие маркировку LPG), которые обладают повышенной стойкостью к термической деструкции и улучшены моющие свойства.

При изготовлении таких масел большое внимание было уделено оптимальному подбору базовых масел, антиокислительных и моечнодиспергирующих присадок, которые предотвращают образование отложений в двигателе, а образовавшиеся нагары и продукты окисления смывают с поверхностей двигателя и удерживают их в виде микроскопических частей. масла к моменту очередной замены. .

Сезонные тонкости

Существует два вида газового топлива: летнее (до 50% пропана) и зимнее (до 90%). При использовании каждого из них изменяется и топливо-воздушная смесь. Поэтому для каждого из сезонов следует проводить мини-ТО. К зимнему сезону рекомендуется заменить фильтры, ведь содержание конденсата и влаги у них в морозы приведет к их замерзанию и снизит пропускную способность.

Кроме того, следует пройти обязательное компьютерное регулирование, адаптировав ГБО к другому составу газа и установив более высокую температуру перехода на газ. Проверьте систему зажигания, ведь малейшие неисправности летом могут нивелироваться, а зимой окажутся в полной мере. К летнему периоду следует просмотреть фильтры, скорректировать момент автопереключения на газ и подстроить систему под летнее топливо. Нелишне будет проверить систему на герметичность, ведь задубление резиновых элементов значительно повышает возможность появления утечек газа.

Не пропустите

Этот веб-сайт использует файлы cookie чтобы вам было удобно пользоваться сайтом Принять