Водителям рассказали, как определить исправность двигателя собственными силами

При нынешних расценках на услуги СТО, да и при непростой ситуации в стране, автовладельцу стоит научиться хоть что-то делать самостоятельно. Умение проводить первичную диагностику двигателя понадобится и для тестирования собственного автомобиля, и для проверки машины при покупке подержанного экземпляра.

Скажем главное: приведенная здесь диагностика двигателя – только предварительная, она позволяет выявить наиболее опасные проблемы в моторе.

Чтобы сразу отсеять проблемные экземпляры, когда речь идет о выборе подержанного автомобиля, или чтобы обезопасить себя от поломки в дороге и дорогостоящего ремонта, если машина собственная.

Чтобы не пришлось открывать капот автомобиля где-то в пути, стоит время от времени проводить свою диагностику двигателя.

Более точно о состоянии силового агрегата вам скажет профессиональный эксперт (мастер-моторист, диагност СТО, опытный перекупщик), которого вам следует пригласить на второй этап диагностики. И окончательное решение о покупке или ремонте следует принимать уже на основании выводов профессионала.

Заливная пробка

Это самое простое – открутить ее на неработающем моторе и рассмотреть изнутри. Лучше всего, когда пробка чиста, возможно, немного влажная от испарений масла. Это значит, что износ двигателя еще далек от критического, или что пробку кто-то недавно очистил (проверить это другие способы, о которых ниже).

Кремово-белая эмульсия на пробке тоже не повод для особых волнений, потому что это всего лишь свидетельство того, что машина недавно совершила несколько поездок с непрогретым двигателем.

Бело-желтая эмульсия на пробке (первое фото) исчезнет после прогрева, а черный нагар (второе фото) свидетельствует об определенном износе двигателя. Это подтверждает нагар на деталях в глубине под горловиной (третье фото).

Черный, массный нагар на пробке – либо результат большого пробега, либо признак использования некачественного масла. Чем такого нагара больше, тем больше причин для более подробной проверки двигателя. На прямую катастрофу это еще не указывает, но стоит при случае проверить, нет ли такого же нагара под крышкой клапанного механизма.

В глубине горловины

Фонариком со светом природного (дневного) цвета нужно посветить через горловину под крышку клапанного механизма. Плохо, если детали ГРМ тоже покрыты черным нагаром: это значит, что двигатель изношен, имеет некую компрессию, “ест” масло и скоро пригласит серьезного ремонта.

А такой вид в идеале должен иметь двигатель с пробегом, но в хорошем состоянии (крышка ГРМ снята).

Прозрачные лаковые отложения коричневого оттенка свидетельствуют о немалом пробеге двигателя, но это не так страшно, как черный нагар, потому что мотор немолод, но состояние его приемлемо.

Дым в горловине

Надо прогреть двигатель и на холостом ходу проверить, нет ли в горловине дыма – высматривайте именно сизоватый дымок, а не движение воздуха (о нем ниже). Наличие дыма говорит об изношенных деталях цилиндро-поршневой группы, то есть об одной из последних стадий износа мотора.

Пробка-прыгунец

Попытайтесь положить открученную крышку на отверстие горловины так, чтобы она лежала свободно и могла реагировать на пульсацию воздуха в горловине. Если крышка будет подскакивать, как на воздушной подушке – это то же, что и вышеупомянутый дым, то есть признак сильного износа мотора. Но допустима легкая покачка пробки, потому что пульсация воздуха под клапанной крышкой – это нормально, особенно для мотора с заметным пробегом.

На моторе с хорошим состоянием цилиндро-поршневой группы незакрученная пробка должна лежать спокойно, а на изношенном подскакивать под действием давления картерных газов.

Протечки смазки

Двигатель с большим пробегом (свыше 150 – 200 тыс. км) почти обязательно будет в наслоениях оливы. Отчасти от окоченевших прокладок, отчасти – из-за повышенного давления картерных газов. Который становится следствием износа поршневой и проблем с системой вентиляции картера. Словом, это очень непростые явления и они как минимум нуждаются в более детальной диагностике.

Если двигатель с пробегом чист – скорее всего, его недавно помыли. Изучите его обратную сторону и сокровенные уголки под коллекторами, стартером и другими выступающими деталями, ведь там отмыть многолетние наслоения либо сложно, либо очень дорого.

Бачок системы охлаждения

На неработающем двигателе откройте крышку бачка системы охлаждения и осмотрите поверхность жидкости. На ней не должно быть пятен оливы и пены. Это признаки того, что повреждена прокладка головки блока цилиндров, то есть мотору требуется недешевый ремонт. Если жидкость просто грязного темного или рыжего цвета – это не так страшно, ведь говорит только о том, что антифриз давно не заменялся, а систему охлаждения – давно не промывал.

Старая пробка бачка с антифризом (слева) чистая – это хорошо. Но коррозия испортила клапан, поэтому ее нужно обязательно заменить новой (справа).

Выхлопная труба

Выхлопные газы прогретого двигателя должны быть прозрачными без сизого оттенка. На моторе, который именно “ест масло”, этот цвет будет виден при нескольких обычных прогазовках до 3 – 4 тыс. об/мин. Если проблемы цилиндропоршневой группы только начинаются, сизый цвет заметить не так просто. Но можно. Сначала попросите помощника около 5 секунд подержать прогретый двигатель на 3000 об/мин, затем сразу несколько раз резко нажать акселератор, раскрутив мотор до 4 – 5 тыс. об/мин. Во время этих перегазовок может появиться тот же синий дым, который свидетельствует о начале износа колец и цилиндров.

Сизый оттенок дыма или откровенный синий окрас выхлопа – плохой знак: поршневая безнадежно изношенная. Проверять нужно на оборотах и ​​на прогретом моторе.

Подтвердить предположение относительно большого количества сгоревшего масла в выхлопе может быть массная сажа в выхлопной трубе. Ее можно увидеть либо на собственном пальце, либо (если трубу изнутри кто-то предусмотрительно протер тряпкой) – в глубине трубы, куда нужно посветить фонариком.

Еще раз подчеркнем, что упомянутые здесь приемы – только предварительная проверка, которая может привлечь ваше более предметное внимание к состоянию агрегата. Подтвердить ваши предположения поможет прослушивание различных зон двигателя стетоскопом, компьютерная диагностика и экспертное мнение профессионалов.

Источник auto.24tv.ua
Не пропустите

Этот веб-сайт использует файлы cookie чтобы вам было удобно пользоваться сайтом Принять