Электромобили и проблемы с электроснабжением: как проехать больше на одной полной зарядке аккумулятора
Сейчас Украина подвергается многочисленным атакам на элементы энергетического сектора. Для этого наблюдаются периодические перебои с электроснабжением. Если для пользователей энергии это проблемы бытового уровня, то для владельцев электромобилей это еще и проблема передвижения, сообщают в Hotline.
Так что еще острее возникает извечный вопрос: как максимально увеличить дистанцию пробега на одном полном заряде аккумулятора электромобиля? Мы подскажем несколько советов!
1. Используйте экорежим
Совет понятный, простой, логичный — он есть на поверхности! Но от этого не становится менее весомым.
Почти все электромобили обладают экорежимом, что позволяет увеличить дистанцию пробега. Обычно этот режим ограничивает мощность двигателя, из-за чего снижается интенсивность ускорения электромобиля. Бывает, что экорежим также лимитирует максимальную скорость, ведь движение высокой скорости требует много энергии. Иногда даже активация экорежима влияет на работу обогревателя салона (аналогично кондиционеру), ведь это потребители энергии.
Кроме того, активация экорежима может влиять на повышение уровня рекуперации энергии, чтобы электромобиль собирал как можно больше энергии при замедлении и торможении.
Обычно экорежим имеет отдельную кнопку активации или является одним из вариантов среди нескольких режимов движения (такой переключатель обозначают Drive Mode). Также некоторые электрокары позволяют даже создать собственные настройки экорежима: выбрать максимально допустимую скорость, уровень рекуперации и т.д.
2. Планируйте маршрут движения
Обычно наиболее экономный маршрут движения для обычного автомобиля предполагает большие открытые проспекты, где можно двигаться с установившейся и достаточно высокой скоростью, почти не тормозя на светофорах. Но в случае с электромобилем действуют другие правила. Он потребляет больше энергии на высокой скорости, поэтому ее следует избегать. Но и умеет накапливать энергию на склонах и при торможениях перед светофорами, поэтому они не являются проблемой: так что их можно не избегать.
Поэтому посмотрите привычные маршруты движения. Возможно, найдете более подходящие альтернативы.
3. Планируйте свое движение
Не только маршрут, но и движение. Советы просты: максимально плавные ускорения и прогнозирование ситуации вперед, чтобы уменьшить торможение. Лучшим вариантом является ориентироваться не только на автомобиль впереди, но и просматривать ситуацию на 2-3 автомобиля вперед: кто начинает тормозить, куда перестраивается. Эти советы актуальны не только для электромобилей, но и для автомобилей в целом.
А вот совет о средней интенсивности торможения важен именно для электромобилей. Дело в том, что возможности рекуперации ограничены, так что если слишком сильно тормозить, то часть работы возьмут на себя штатные тормоза электромобиля. А это значит, что часть потенциальной энергии была утрачена и пошла на нагрев тормоза и стирание колодок. Итак, наилучшее торможение для электромобилей – это торможение с такой интенсивностью, какую позволяет реализовать система рекуперации без применения тормозов. Некоторые электромобили вообще позволяют выполнить полную остановку (скорость до нуля) только с использованием системы рекуперации энергии. Это означает, что электромобиль во время замедления собрал всю энергию, которую только смог.
Хотя, конечно, при экстренной ситуации и необходимости резкой остановки нужно использовать тормоза по полной, а не думать о рекуперации и уборке энергии.
4. Поработайте с шинами и весом
Сегодня для электромобилей уже существуют свои специальные шины с пониженным сопротивлением качению. Они позволяют снизить затраты энергии на движение и, соответственно, на одинаковом количестве энергии можно будет проехать большую дистанцию. Однако сейчас уже не надо говорить о выборе шин — работаем с тем, что есть.
Рекомендации производителя по разрешенному давлению обычно указаны на табличке-наклейке на стойках кузова. Их видны при открытых дверях. Ориентируйтесь на давление при максимальной загрузке: на табличке будет нарисовано 3-5 человек и/или много чемоданов.
Обратите внимание, что увеличение давления в шинах может привести к ощущению ухудшения комфорта – электромобиль станет более жестким на неровностях.
5. Прогревайте и заряжайте электромобиль вовремя
Следует заметить, что обогреватель салона в электромобиле – очень большой потребитель энергии по сравнению с самим электромотором. Ведь электромотор работает на пиковую мощность лишь в некоторые промежутки времени. Дальше он работает с небольшой мощностью, а иногда вообще не потребляет энергию. А обогреватель салона тянет электроэнергию постоянно – сколько длится путешествие и включен климат-контроль.
Поэтому стоит заблаговременно позаботиться о температурном комфорте. Необходимо выставить таймер, когда ориентировочно планируете начало поездки. К тому времени электромобиль сам проснется и прогреет салон, используя для этого энергию от розетки, а не энергию из аккумулятора. В дальнейшем расход энергии на поддержание уже установленной температуры в салоне будет куда меньше, чем в первые минуты поездки, когда задубелый салон нужно прогреть.
Кстати, аналогичное правило касается и кондиционера и охлаждения салона летом – делайте это раньше времени!
Практически все электромобили имеют функцию начала зарядки по графику. Это удобно, чтобы электромобиль сам включился и начал заряжаться, например, в полночь без участия владельца. Обычно ночью нет проблем с поставкой электроэнергии, а при нормальном функционировании энергосистемы Украины бывало и наоборот — был даже небольшой излишек.
Следует отметить, что некоторые электромобили имеют технологию V2L (Vehicle to Load) или V2H (Vehicle to Home). То есть, они могут не только принимать энергию в собственный аккумулятор, но и отдавать ее для питания дома. Это требует специфической конструкции электросети дома. Однако если вы это уже сделали, то, соответственно, и так хорошо узнали возможности собственного электромобиля даже без наших советов.