Будет ли в Украине дефицит горючего из-за блекаута: к чему готовиться этой зимой
В Украины нет существенных оснований для того, чтобы на заправках возник дефицит горючего.
Об этом в эфире телемарафона заявил эксперт «Консалтинговой группы «А-95» Артем Куюн.
По его словам, на большинстве заправок страны сейчас достаточно запасов горючего. К тому же они снабжены генераторами.
«Блекаут им не страшен, потому что они сами бензин для своих генераторов и снабжают», – объяснил Куюн.
Эксперт не исключает, что блекаут действительно мог повлиять на доставку горючего. Однако продолжает работать Укрзализныця, а движение бензовозов не останавливается.
Повышение спроса на горючее повышает давление на систему снабжения. По словам эксперта, очереди в последнее время были кое-где, такие, как в мае, и система выдержала.
«Никаких лимитов или чего-то подобного нет. Рынок выстроен за эти 9 месяцев. Украина построила полностью на 100% новую систему нефтепродуктообеспечения, которая работает стабильно, которую очень тяжело уничтожить или, по крайней мере, существенно повредить. Поэтому в этом смысле все хорошо», – пояснил Куюн.
В то же время он утверждает, что повышение цен на топливо не зависит от увеличения спроса в последнее время. Причиной эксперт называет внешние факторы:
— рост цен на внешних рынках в ожидании эмбарго;
— другие санкционные меры по российским энергоносителям.
«Уже сегодня европейские трейдеры просят больше за нефтепродукты. Такой факт имеет место. Прогнозы по ценам очень туманны, потому что даже в Европе, которая принимает решения, от которых будет зависеть цена, в том числе и для Украины, никто ничего не понимает», – объяснил аналитик.
По его словам, все сроки по принятию ключевых решений, как ценовой потолок для российской нефти и нефтепродуктов, сорваны.
«Идут какие-то дискуссии, и непонятно, к чему они приведут», — добавил Куюн.
Что будет с ценами на топливо в декабре
Как пояснил ранее сайту Pro Деньги редактор и аналитик «Нефтерынка» Александр Сиренко, в декабре удастся сохранить текущие цены. Основная причина в том, что внешний рынок падает, и это должны ощущать и украинские потребители.
“Нефть последние две недели стоит ниже 100 долларов за баррель. А в последнюю неделю – еще и ниже 90 долларов. Соответственно, если в начале ноября в Европе дизель стоил 1 150 долларов за тонну, то сейчас он стоит 850-900 долларов за тонну. Это существенное снижение котировок, и соответственно должно быть снижение цен”, – пояснил аналитик.
Но не стоит исключать фактор блекаута. Сиренко отметил, что даже когда все включат в декабре генераторы, то это отразится на ценах, но только на оптовом рынке. На цены на АЗС это не повлияет. В то же время Сиренко прогнозирует повышенный спрос на топливо в декабре.
В общем, эксперты уже давно объясняют, что дефицит горючего Украине сейчас не угрожает, как это было осенью. Потому что продукция не хранится массово в одном месте, а она меньшими партиями постоянно привозится из Европы. Поэтому всех поставщиков, в постоянном движении импортирующих горючее, россияне остановить не смогут, и бензиновый кризис в том же виде вряд ли повторится.