Украинцам показали редкий “Запорожец”-пикап

В 1990-х годах Запорожский автозавод стал первым в Украине, серийно выпускавшим пикап с кузовом. В течение 30 лет существования этот автомобиль приобрел статус легенды, информирует “Авто24”.

На первый взгляд кажется необычным сочетанием пикапа с задним двигателем. Однако история показывает, что существует несколько успешных моделей пикапов с такой компоновкой. Впрочем, возникает вопрос: почему нужно делать пикап из автомобиля, который на первый взгляд не лучше подходит для этого?

Пикапы с задним двигателем не были редкостью: Chevrolet Corvair Loadside, VW Transpoter Pickup, Fiat 900 Pickup производились серийно.

Секрет таких странных машин наверняка в их доступности. Бюджетность является характеристикой любого небольшого пикапа, поэтому логично производить его на бюджетной платформе. И хотя начало запорожским пикапам было другим, ЗАЗ-968 МП именно так и сделал.

На каждом предприятии есть потребность во внутризаводском транспорте, который используется для перевозки грузов от одного корпуса в другой или из цеха на удаленный склад.

Первыми пикапами на базе Запорожца были ЗАЗ-965 с частичной обрезанной кабиной, которые использовались для перевозки небольших грузов по территории завода.

Кроме стандартных электрокаров, каждое предприятие имеет свои запасы внутризаводского транспорта.

На заводе ЗАЗ использовали “Запорожцы” для внутризаводского транспорта. Задняя часть кабины была срезана для большей пользы, но, вероятно, никто на заводе не называл этот транспорт пикапом. Ведь его грузовое пространство больше напоминало колодец, чем платформу.

Говорят, что для изготовления внутризаводских пикапов использовали некондиционные кузова. Однако с учетом технологий производства кузовов трудно поверить, что кузов можно настолько испортить, что его невозможно восстановить.

В 1970-х годах внутризаводские пикапы уже изготовляли из моделей “ушастых” автомобилей. Однако они могли попасть на дороги общего пользования только случайно.

Завод ЗАЗ производил такой технологический транспорт для своих нужд на базе ЗАЗ-965, ЗАЗ-966/968 “ушастых” моделей, а также на базе последнего заднемоторного автомобиля ЗАЗ-968М, которому судьба назначила совсем другой путь.

Еще до распада СССР, на заводе ЗАЗ, было ощутимо приближение сложных времен. Старая модельная линейка, в частности Таврия, начала терять свою популярность, а спрос на заднемоторные Запорожцы среди населения снизился. Государство также прекратило закупку автомобилей для инвалидов. Более того, в конце 1980-х – начале 1990-х годов, в Украину начали поступать подержанные иномарки разных категорий, включая очень доступные предложения. На вторичном рынке можно было приобрести автомобиль Opel Kadett D, только что завезенный из Германии, по цене $900 – 1200. За $700 уже можно было приобрести хороший подержанный ЗАЗ.

Пикапы ЗАЗ-968 имели небольшое багажное пространство. Вместо того чтобы строить полноценную платформу, которая бы накрывала двигатель, производители решили не заморачиваться.

Однако производство заднемоторных автомобилей технологически не было сложным. Главной задачей было найти место для их реализации. И производители обнаружили его.

Маркетологи увидели рыночную нишу в хозяйственном сегменте: кооперативы, небольшие предприятия, коммунальные службы, гостиницы. В 1990 году на рынок была выпущена первая партия пикапов ЗАЗ-968 МП.

Таким образом, с 1990 по 1994 год было продано около 2500 экземпляров этих автомобилей. Хотя грузоподъемность была ограниченной, они все же были более практичными, чем стандартные двухдверные седаны. В начале 1990-х годов качество всей продукции ЗАЗа не было очень высоким, поэтому эти грузовые “Запорожцы” быстро исчезали с дорог и превращались в склады бракованной техники на территории жилых комплексов и неработающих предприятий.

Пикап на базе ЗАЗ-968М получил свой индекс с дополнительной буквой “П” и мог свободно продаваться для общего использования.

Вероятно, из-за быстрого выхода из строя эти серийные ЗАЗики сейчас считаются уникальными и неповторимыми.

К сожалению, очень мало осталось ЗАЗ-968МП до наших дней. Они попали в трудные времена и честно выполнили свою миссию. В отличие от других более практичных моделей, которые после списания с государственных предприятий часто выкупались работниками для частного использования, не очень удобен пикап менее престижной марки интересовал никого, кроме приемников металлолома. Поэтому, если вы натолкнетесь на такой автомобиль, который никому не нужен, попробуйте сообщить о нем ближайший ретроклуб или музей ретротехники.

Не пропустите

Этот веб-сайт использует файлы cookie чтобы вам было удобно пользоваться сайтом Принять