Госрегулирование цен на горючее: стоит ли его отменить?
Директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн заявил, что Украине необходимо временно отказаться от государственного регулирования цен на топливо для стимулирования импорта через западную границу.
«Оно (госрегулирование) работает, когда рынок насыщен горючим. Сейчас у нас еще есть контролируемый дефицит, который в апреле будет усиливаться из-за роста спроса, в частности на посевную. А также из-за потери производителя и десятка нефтебаз», — говорит эксперт.
По его словам, сегодня цена на дизтопливо в группе составляет 38-44 грн/л, тогда как регулируемая цена на заправках – 37,42 грн/л. Это делает невозможным работу небольших региональных сетей, поскольку себестоимость позволяет им торговать только в западных областях. В остальных регионах из-за затратной логистики для них такая работа будет в минус.
«Импортное горючее сейчас контрактуют преимущественно крупные сетевые компании, которые даже со своими возможностями и опытом через раз попадают под «правительственные» цены. Но в любом случае они всего не закроют», – говорит эксперт.
Свободное ценообразование, по словам Куюна, позволит снять с поставщиков хотя бы коммерческий риск.
«Как вариант можно зафиксировать текущую регулируемую наценку 4,5 и 5 грн/л для бензина и ДТ соответственно, но не к регулируемой себестоимости, как сейчас, а к фактической, которую несложно установить по документам», — считает он.
Это, по мнению эксперта, позволит даже маленьким игрокам начать самостоятельно импортировать и работать каждому на своем маленьком «фронте». Продавать аграриям, запускать станции, платить заработную плату и налоги.
Вернуться к госрегулированию, по мнению специалиста, можно будет через месяц-полтора, когда рынок станет на новые рельсы и «прорубит» новые маршруты поставок.