Статті

Откуда в «автомате» сцепление и как оно может «убить» коробку передач

Некоторые водители искренне считают, что на машинах с автоматическими коробками никакого сцепления нет и не может быть в принципе. Однако это не так: механизм, аналогичный сцеплению, есть в каждой современной АКП и у большинства вариаторов тоже.

Напомним, о чем вообще идет речь. Гидротрансформатор – неотделимая часть автоматической коробки и многих вариаторов. Его «бублик» крепится к коленчатому валу двигателя и вращается вместе с ним. При этом первичный вал коробки входит в центральное отверстие гидротрансформатора – на него передается крутящий момент. Агрегат может передавать совсем небольшой момент, когда двигатель работает на холостом ходу, когда включен передний или задний ход, а автомобиль удерживается на месте тормозами. В некоторых режимах, когда обороты входного вала коробки намного меньше, чем обороты двигателя, создаются условия повышения крутящего момента.

А где же блокировка?

Приблизительно к 90-м годам прошлого века его не было. КПД автоматических коробок был невысок, но их плюсом были простота и долговечность. Затем, когда на первое место поставили экономность, конструкторы разработали механизм, фактически представляющий собой сцепление, работающее внутри гидротрансформатора. Чаще его называют муфтой. Она обеспечивает блокировку, сцепляя друг с другом насосное и турбинное колесо гидротрансформатора. Фактически при этом происходит жесткое соединение коленчатого вала двигателя и входного вала коробки.

Так работали коробки раннего периода использования блокировки. В современных агрегатах блок управления АКП благодаря регулированию давления жидкости может управлять моментом срабатывания и, главное, силой сжатия муфты дисков. Это позволяет муфте осуществлять режим пробуксовки.

Преимуществ у блокирующихся гидротрансформаторов два: экономность, ради которой все и начиналось, а также точное «электронное» управление хорошо сглаживающим рывки крутящим моментом. Но при этом есть и недостатки, которых набралось немало. В частности, при резких ускорениях муфта блокировка гидротрансформатора вынуждена работать очень интенсивно, чтобы сгладить рывки. Это быстро ее изнашивает и приводит к попаданию продуктов износа в жидкость. Вместе они попадают в коробку передач, загрязняя гидроблок. А это, в свою очередь, может привести к полному отказу клапанов управления.

Эта неисправность – довольно частое явление. Причем степень неприятности ухудшается, что называется, на глазах: чем хуже работает клапан, тем больше износ муфты, что вызывает рост количества идущей в клапан грязи.

Что делать?

Обслуживание и диагностика на специализированном сервисе это понятно. Хорошим мероприятием продления ресурса коробки будет регулярная замена рабочей жидкости вместе с фильтрами (если они доступны). Но есть и совет попроще. Если вы не хотите раньше времени «попадать на деньги», старайтесь никогда не «рвать» с места в карьер, соперничая непонятно в чем с соседями по транспортному потоку. В спокойном режиме АКП прослужит гораздо дольше.

Recent Posts

Топ-5 немецких автомобилей, хорошо переносящих газ (ГБО)

Установка газобаллонного оборудования (ГБО) — популярное решение среди украинских водителей, желающих снизить расходы на топливо.…

10.04.2025

ТОП-5 немецких автомобилей, считающихся эталоном надежности и долговечности

Немецкий автопром давно ассоциируется с качеством, техническим совершенством и ресурсом, которого хватает на сотни тысяч…

10.04.2025

ТОП-5 надежных б/у бюджетных автомобилей до 5 лет: долговечность без лишних затрат

Выбирая б/у автомобиль, большинство покупателей обращают внимание не только на цену, но и на надежность,…

04.04.2025

В сервисном центре МВД обнаружили водительское удостоверение, выданное 30 февраля

В сервисном центре МВД зафиксировали крайне необычный случай — на проверку попало фальшивое водительское удостоверение,…

04.04.2025

Как в Украине обжаловать ошибочный штраф за нарушение ПДД

В Украине все больше автовладельцев сталкиваются с ситуацией, когда штрафы за нарушение ПДД поступают им,…

04.04.2025

В Украине заметили очень редкий 850-сильный спорткар Mercedes Brabus

На улицах Киева появился сверхмощный и крайне редкий экземпляр – Mercedes-AMG S63 Coupe, прошедший глубокую…

03.04.2025