Назвали шесть технических причин, влияющих на расход топлива

Понятно, что топливный “аппетит” автомобиля во многом зависит от конструктивных особенностей и характеристик двигателя и трансмиссии (а это тип привода и выполнения коробки, включая передаточные числа). Но поговорим о тех факторах, которые могут быть переменными, в том числе и по воле самого владельца. Ибо в его силах сделать автомобиль более или менее экономичным.

Аэродинамика

Она начинает оказывать значительное влияние на топливную экономичность со скорости 50 км/ч. Мы неоднократно проводили измерение расхода топлива – и всегда пришли к следующей закономерности: увеличение скорости на очередные 10 км/ч приводит к перерасходу примерно на 10%. И в этом во многом “заслуга” аэродинамики.

Современные автомобили могут похвастаться небольшим коэффициентом аэродинамического сопротивления: у лучших в этом отношении моделей он меньше 0,25, хотя еще 15 лет назад эти цифры казались почти недостижимыми для серийных машин. Проще всего достичь подобных значений на больших седанах, купе и лифтбеках, сложнее – на коротких и высоких хэтчбеках и универсалах, не говоря уже о кроссоверах и каблуках.

Можно ли улучшить аэродинамику собственного автомобиля своими силами? Точечно и кратковременно – да. К примеру, если устранить (заклеить скотчем) все зазоры меж лицевыми панелями, надеть аэродинамические колпаки на колеса, избавить кузов от выступающих частей вроде дверных ручек, антенны и рейлингов. Но такие меры реальны для участия в экологических ралли, а для повседневной эксплуатации практически не применяются.

А вот ухудшить аэродинамические качества проще всего. Установка поперечин и бокса на рейлинги, неоригинальных спойлеров и других аэродинамических элементов сомнительного качества, “мухобойок” и ветровиков чревата созданием излишних вихрей воздуха во время движения. Кроме того, аэродинамические качества ухудшает увеличение дорожного просвета, отсутствие предусмотренных конструкцией внешних элементов, а также экранов (щитков) в нижней части кузова, равно как и установка неродных брызговиков или стальной защиты моторного отсека.

Иными словами, соблюдайте “завод”, потому что все неоригинальное снаружи автомобиля может приводить к ухудшению его аэродинамических качеств. Помним о том, что открытые при езде стекла, люк, крышка багажника тоже увеличивают расход топлива.

Сопротивление качению

Чем лучше накат, тем меньше приходится тратить энергии во время движения, соответственно тем экономичнее автомобиль. Конечно, здесь важна роль трансмиссионных потерь. Но если говорим о сопротивлении качению, подразумеваем работу шин. Это и ширина протектора, и его рисунок, и состав резиновой смеси, а также давление в колесах. Именно последний фактор имеет большое значение, а главное – на него может воздействовать сам водитель.

Лучше ставить давление по рекомендациям производителя, отклонения от предложенных им значений имеют свои последствия. Да, пониженное давление улучшает плавность хода, но влияет на ресурс шин, а также приводит к увеличению расхода топлива. Повышенное давление позволяет снизить сопротивление качению и несколько улучшить топливную экономичность, но оборотная сторона медали – неравномерное износ шин, снижение плавности хода и ухудшение амортизирующих качеств шины, что ведет к увеличению нагрузок на подвеску.

Масса автомобиля

Та же история: чем легче автомобиль, тем проще двигателю его разгонять, тем экономичнее машина. Среди них по этой причине производители ведут борьбу за каждый килограмм, облегчая кузов и другие детали, и поэтому сделать стандартный автомобиль еще легче достаточно сложно, разве что выбросить “запаску”, снять “лишние” сиденья и элементы отделки, удалить шумоизоляцию и т.д. Да, собственно, и поступают в процессе подготовки автомобиля к соревнованиям, но не ради экономичности, а для улучшения динамических качеств. Опять же, для нормальной эксплуатации такой подход не применяется.

Единственное, что остается, – не загромождать автомобиль лишними вещами. Ведь если постоянно возить на “любой случай” половину гаража и кучу вещей, который “ой забыл забрать из машины”, легко наберется 20-30 кг всякого не очень нужного. И это тоже влияет на затраты.

Дополнительная нагрузка на двигатель

Размер колес влияет и на аэродинамику, и на сопротивление качению. Большие колеса – тяжелые колеса, они дополнительно “нагружают” двигатель. А еще среди “паразитов” – кондиционер и мощные потребители электроэнергии (нагрева всего и вся, аудиосистема, фары и фонари), которые также увеличивают нагрузку на мотор через генератор. Это к вопросу о том, что все это оборудование, конечно, полезно и необходимо, но его использование без особой нужды не очень целесообразно.

Горюче-смазочные материалы

Само собой, мощность и экономичность двигателя зависят в том числе и от качества топлива, будь то бензин, дизель или газ. Но здесь нам остается только доверять тем АЗС, на которых мы заправляемся.

А вот в случае с бензином актуальна тема выбора сорта по октановому числу. Теоретически чем оно выше, тем экономичнее должен быть двигатель. Но мы уже этот вопрос разбирали: на практике бывает по-разному, поскольку значения имеют также и конструктивные особенности двигателя (в частности, степень сжатия, наличие наддува, тип топливной системы и т.д.) и то, как прописаны топливные карты, а также программа управления. Ведь есть и другие составляющие: режим эксплуатации, стиль вождения, опять же качество топлива.

И здесь рекомендация та же: ориентируйтесь на требования производителя. Скажем, если автомобиль рассчитан на 92-95-й бензин, заливайте 95-й – на этом сорте он, скорее всего, будет экономичнее 92-го. А за 98-й вы просто переплатите.

И также оптимально выбирать масло по спецификации производителя. В современных моторах ставка сделана именно на экономичность. Ну а самостоятельные эксперименты с вязкостью угрожают, причем это касается не только экономичности, но и ресурса двигателя.

Техническое состояние автомобиля

В конце концов, самое интересное. Какое влияние на топливную экономичность не оказывали все вышеперечисленные факторы, важнейшее значение имеет исправность тех или иных систем. Какой смысл ставить узкие энергосберегающие шины и максимально качать их, если подклинивающие углы установки колес или тормоза ограничивают свободный выбег автомобиля? Вы используете “жидкое” масло, но у вас неисправны свечи или забит воздушный фильтр – и вся экономия насмарку. Заливаете качественный бензин с дополнительными присадками, но у вас вопрос с топливной системой или “умирающий” лямбда-зонд провоцирует работу двигателя на слишком богатой смеси.

В общем-то, все меры экономии без своевременного обслуживания (с применением качественных расходных материалов) и поддержания ключевых узлов и агрегатов в исправном состоянии не имеют смысла. Внезапно увеличившийся расход топлива может быть сигналом о том, что где-то есть проблема. Ведь топливная экономичность – это одно из проявлений эффективности. И если она вдруг понижена, это значит, что двигатель, трансмиссия, тормоз или подвеска работают не так, как надо.

Источник uamotors.com.ua
Не пропустите

Этот веб-сайт использует файлы cookie чтобы вам было удобно пользоваться сайтом Принять