В Украине проверили качество дизельного горючего. Выдержит ли оно морозы?

Во время войны вопрос качества дизеля вообще имеет стратегическое значение, поскольку на нем работает не только транспортная инфраструктура, но и ВСУ. Кроме того, многие предприятия и объекты критической инфраструктуры сейчас очень зависят от дизельных генераторов, работающих при отключении электричества. Из-за некачественного топлива, генератор выйдет из строя на порядок быстрее автомобильного двигателя, а ремонтировать его сложно и дорого.

Топливный рынок, в том числе и дизельного горючего, за месяцы войны переформатировался, выдержал кризис смены каналов и дефицита ресурса. Выдержит ли он экзамен на качество, проверили специалисты Института потребительских экспертиз, проведших большое исследование дизельного горючего на украинских АЗС.

В этот раз отборы прошли на территории всей страны, отобрано 19 образцов «обычного» дизельного топлива в следующих сетях — ОККО, WOG, SOCAR, SHELL, KLO, PRIME, ZOG, АВИАС, AMIC, AVANTAGE 7, CHIPO, BVS, БРСМ-нафта 5. Кроме того, в ряде сетей были приобретены образцы премиальных сортов дизельного топлива, а именно Pulls Diesel Арктика OKKO, Mustang + WOG, Ventus Diesel KLO, Nano Extro SOC и Euro+БРСМ-нафта. Это топливо стоит дороже, чем «обычный» дизель, и обычно позиционируется как горючее сорта «Арктика», с очень большой температурой замерзания.

В лаборатории все образцы прошли проверку соответствия ДСТУ по важнейшим параметрам: предельная температура фильтрации, температура вспышки в закрытом тигле и содержание серы.

Эксперты разделили результаты, полученные в лаборатории на зоны – зеленую и красную. В первую попали сети, результаты которых соответствовали всем нормативам и имели запас прочности по качеству, и красную сети, топливо в которых не соответствовало нормативам действующего ГОСТа. Отметим, что в военное время разрешено реализовать горючее даже устаревшему стандарту ЕВРО 3, поэтому формально участники красной зоны «в законе». Здесь уже каждый должен делать выводы самостоятельно.

Зеленая зона (стандартное дизельное топливо)

Из общих 19 образцов “обычного” дизельного горючего только 8 сетей сумели попасть в группу лидеров. Горючее от SOCAR, ОККО, WOG, KLO, PRIME, ZOG, AVANTAGE 7 и CHIPO отвечали всем требованиям ДСТУ 7688:2015. Итак, для начала был проверен главный для водителей параметр – морозостойкость. В лидерской группе «стандартный» дизель выдерживает минус 20 (ZOG, AVANTAGE 7), минус 21 (KLO), минус 22 (PRIME, CHIPO), минус 23 и 24 держат дизель в ОККО и SOCAR. А вот WOG вообще рекордсмен — минус 26, что является почти «арктическим» значением.

Еще один важный параметр – температура вспышки дизельного топлива. Этот показатель может дать ответ, не попадали ли в солярку посторонние компоненты. Норматив – не ниже 55 градусов Цельсия. Лучший результат показал образец SOCAR (70°С), у других участников также обнаружен запас (WOG 67°С, ОККО (65°С). Такие результаты – четкий маркер заводского происхождения горючего.

Ну а что с главным врагом экологии и топливной системы – серой? Сера «убивает» нейтрализаторы и сажевые фильтры, а извлечение ее из топлива довольно тяжелый и дорогостоящий процесс. Кроме того, сера – опасное вещество, оксиды которого попадают в воздух с выхлопом, и дальше мы этим дышим на улицах. По украинским стандартам (аналогичным Евро 5) содержание серы в топливе допускается не более 10 мг/кг. У всех участников зеленой зоны вредная сера была ниже норматива, меньше всего — у «евродизеля» PRIME (6 мг/кг), а также KLO и SOCAR (по 7 мг/кг).

Красная зона

В этот раз красная зона аутсайдеров оказалась, к сожалению, очень большой. Образцы 11 сетей в том или ином параметре не выдержали нормативы профильного ДСТУ. В разрезе морозостойкости 8 образцов не прошли испытание холодом. Норматив – не выше минус 20 °С. У некоторых эти отклонения незначительны (SHELL, Neftek, U.GO минус 18-19 °С), а у других ситуация гораздо более печальная. В частности, дизельное горючее в сети АВИАС перестанет прокачиваться через фильтры уже при минус 11 °С, BILL OIL – минус 9 °С, а горючее AMIC вообще застынет при минус 7 °С!

Температура вспышки не соответствовала нормативу образцов сетей AMIC, БРСМ-нефть, BILL OIL, ЭНЕРГО-ЭКСПОРТ и ПАТРИОТ. У «рекордсмена», образца ЭНЕРГО-ЭКСПОРТ, при норме не ниже 55°С, обнаружено 20°С!! Такие результаты могут свидетельствовать о не заводском происхождении горючего, а также значительно повышают риски его пожароопасности. Как известно, чем ниже температура вспышки, тем больше вероятность ее возгорания при ДТП или других чрезвычайных обстоятельствах.

С серой у аутсайдеров тоже беда. Более чем 10-кратное превышение зафиксировано в сетях БРСМ-нефть, BILL OIL, ПАТРИОТ и ЭНЕРГО-ЭКСПОРТ. Причем у последней – «солидное» превышение в 32 раза (!). Похоже, горючее этих сетей произведено на мини-НПЗ, где глубина переработки оставляет желать лучшего.

Премиальное дизельное топливо

Многих автомобилистов интересует вопрос, стоит ли переплачивать за «именный» сорт? С абсолютной уверенностью можно сказать, что в случае дизельного горючего – однозначно да. Эксперты обнаружили, что почти все образцы премиума оказались действительно арктическими, причем даже с запасом. Как сетям удается находить дефицитное в Европе дизельное горючее арктического класса, загадка. Но факт, что он таки заезжает в Украину в товарных масштабах. Самая большая температура замерзания – у образца Pulls Diesel Арктика OKKO (минус 36°С). Mustang + WOG, Nano Extro SOCAR выдержали замерзание до минус 35°С, Ventus Diesel KLO – минус 33°С. А вот Euro+БРСМ-нефть не дотянула даже до норматива «стандартного» дизеля – только минус 19°С. По сере лучшие показатели образца Nano Extro SOCAR (4 мг/кг) и Pulls Diesel Арктика OKKO (5 мг/кг).

Источник avtomir.ua
Не пропустите

Этот веб-сайт использует файлы cookie чтобы вам было удобно пользоваться сайтом Принять