Верховный Суд пересмотрел в кассационном порядке административное дело по иску общества (далее – истец) к Государственной экологической инспекции в Кировоградской области (далее – Госэкоинспекция, ответчик) о признании противоправными и отмене решения и постановления.
Спор по этому делу возник по назначению и проведению ответчиком плановой проверки характеристик продукции общества, а именно: автомобильных бензинов, дизельного, судового и котельного топлива. По мнению истца, такая проверка назначена ответчиком неправомерно, в отсутствие этого законных оснований, поскольку во время проверки были допущены многочисленные нарушения прав истца, предусмотренные Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».
Судами первой и апелляционной инстанций в удовлетворении отказано, поскольку суды пришли к выводу об обоснованности и правомерности применения к истцу ограничительных (корректирующих) мер, а также правомерность наложения на истца штрафных санкций нарушение требований Закона Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непродовольственной продукции» .
Обращаясь в Верховный Суд с кассационной жалобой на решение судов первой и апелляционной инстанций, общество отметило, что судами безосновательно не применен к спорным правоотношениям Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», в связи с этим, по мнению жалобщика, суды пришли к необоснованному выводу о правомерности применения к истцу ограничительных (корректирующих) мер.
По результатам кассационного пересмотра обжалуемых судебных решений Верховный Суд жалобу общества оставил без удовлетворения, а решение судов предыдущих инстанций – без изменений исходя из следующего.
Согласно статье 1 Закона Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непродовольственной продукции», государственный рыночный надзор – деятельность органов рыночного надзора с целью обеспечения соответствия продукции установленным требованиям, а также обеспечения отсутствия угроз общественным интересам.
Согласно части первой статьи 2 Закона Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непродовольственной продукции» действие настоящего Закона распространяется на отношения по:
— осуществление рыночного надзора за продукцией, охватываемой установленными требованиями, кроме видов продукции, указанных в части пятой настоящей статьи;
— осуществление контроля всей продукции кроме видов продукции, указанных в части пятой настоящей статьи.
Суд также учел положения статьи 3 Закона Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непродовольственной продукции», которой предусмотрено, что законодательство Украины о государственном рыночном надзоре и контроле продукции состоит из настоящего Закона, Закона Украины «Об общей безопасности непродовольственной продукции», других нормативно-правовых актов, регулирующих дела в данной сфере, в том числе технических регламентов.
В свою очередь, согласно части второй статьи 2 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» действие этого Закона не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении, в частности, мер государственного рыночного надзора и контроля непродовольственной продукции.
На основании анализа приведенных правовых норм коллегия судей Верховного Суда согласилась с выводами судов предыдущих инстанций о необходимости применения к спорным правоотношениям положений специального Закона Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непродовольственной продукции».
Кроме того, Верховный Суд учел позицию о приоритетности жизни и здоровья человека в сфере защиты прав потребителей, которая обеспечивается, в том числе надлежащим информированием потребителей о качестве товара, его соответствии установленным требованиям и техническим регламентам, а также то, что спорные решения ответчика о принятии корректирующих (ограничительных) мер и постановления о наложении штрафных санкций, принятые прежде всего с целью предупреждения распространения бензина и дизельного топлива, не отвечающих требованиям технических регламентов, т.е. требованиям качества и безопасности для жизни и здоровья человека.
Верховный Суд сформулировал правовое заключение, согласно которому правоотношения, возникающие в сфере осуществления мер государственного рыночного надзора и контроля непродовольственной продукции, регулируются специальными законами Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непродовольственной продукции», «Об общей безопасности непродовольственной продукции», техническими регламентами и другими нормативно-правовыми актами, определяющими особый порядок осуществления проверок характеристик продукции, в том числе отбора образцов продукции и их экспертизы (испытания), принятие ограничительных (корректирующих) мер, а также осуществление контроля состояния исполнения решений о принятии ограничительных (корректирующих) мероприятий.
Существует распространенное мнение, что содержать электромобили дешево. Они не требуют топлива, благодаря небольшому количеству деталей…
Японский автобренд Toyota представил обновление для своего самого доступного автомобиля Corolla. Как пишет Carscoops, рестайлинг…
Немецкий автопроизводитель BMW активно готовится к предстоящей премьере электрического седана M3. Новинку заметили в камуфляже…
Японский автопроизводитель Suzuki анонсировал выпуск нового компактного кроссовера Across 2026. Фото новой модели появились на…
На днях в Сумах произошел курьезный, но в то же время опасный инцидент с участием…
Последние дни российские военные беспощадно бьют по Одесской области, поражая объекты энергетической и транспортной инфраструктуры.…