Двухмоторные “Запорожцы” были экспериментальными машинами, которые в условиях отсутствия электронного оборудования, твердотельных гироскопов и GPS-привязки помогали сравнивать разные концепции привода и компоновки.
То, что “Запорожцы” родились заднемоторными, было естественным: такую схему сочли наиболее логичной для уровня технологий середины ХХ в. Принципиальные неудобства владельцам такая компоновка не доставляла, но ближе к середине 1960-х на ЗАЗе начали думать о новых поколениях своей продукции. Конструкторы рассматривали продукцию зарубежных конкурентов (да-да, “горбатые” и “ушастые” тогда понемногу продавались за границей). А в мире к тому времени пришла другая мода – передний повод.
С точки зрения производственников переднеприводные легковушки имеют две существенные проблемы: новые, незнакомые узлы и агрегаты (ШРУСы и трансмиссия) и новое, необычное поведение на дороге. Обе темы нужно было изучать, и ничего лучше, чем дорожные испытания, в середине 1960-х придумать было нельзя.
Доподлинно неизвестно, каким был этот автомобиль и был ли он на самом деле. Но о нем вспоминает один из авторитетных украинских автожурналистов, когда рассказывает свой разговор с главным конструктором ЗАЗа Владимиром Стешенко.
Первый двухмоторный ЗАЗ был изготовлен не на ЗАЗе. Это произошло ориентировочно между 1962 и 1965 гг. на НАМИ. Ученые института были неплохо знакомы с передним поводом – такие машины были немало завезены в страну и в качестве военных трофеев, и специально закупленных для изучения.
Второй двухмоторный “Запорожец” сделали уже в Запорожье, в 1967 году, когда тему переднего привода начали изучать на ЗАЗе. Мотивация была примерно та же, хотя похоже, исследовали не столько концепцию, сколько конкретные решения силового агрегата для переднего привода.
За основу взяли “Запорожец” второго поколения – новейший к тому времени “ушастый” ЗАЗ-966. Сзади на своем месте стоял новый для того времени 40-сильный двигатель МеМЗ-968 в комплекте с родной коробкой. А спереди, в багажнике, установили опытный силовой агрегат – 50-сильный водяной охлаждение, созданный на Мелитопольском моторном заводе для переднеприводного автомобиля.
Заводские водители-испытатели включали моторы поочередно, сравнивая поведение машины. Маршруты испытаний были далеки, более 1000 – 1500 км, так что новые моторы еще и страховали друг друга: в случае отказа одного можно было добраться до базы или места ночевки на другом. Испытатели вспоминали случай, как они удивили небольшую толпу зрителей на АЗС: когда не удалось запустить задний (основной) двигатель, один из членов экипажа захлопнул капот со словами: “Хорошо, поедем на запасном”. И отправились дальше, заведя переднюю “водянку”.
Покупка автомобиля, даже подержанного — это всегда затратная сделка. Однако украинцы могут найти место, где…
Мало кто из водителей будет рад, если его автомобиль остановит полиция. Однако патрульным также иногда…
В Украине полиции запрещено останавливать автомобили по собственному усмотрению без конкретной причины. Но это совсем…
Автомобильные штрафы в Украине являются самым распространённым наказанием для водителей за нарушение ПДД. В то…
Роскошные немецкие кроссоверы – это сочетание стиля, технологий, высоких качества и производительности. Всё это и…
Зима – сложное время для автомобилистов, особенно в условиях украинских морозов. Одной из распространенных проблем,…