Статті

Поставка топлива в Украину: что происходит на рынке топлива

Общей проблемой текущей ситуации является переход европейских НПЗ из тяжелой российской нефти в легкие сорта.

С началом зимы ситуация на рынке дизельного горючего в Восточной Европе и Средиземноморье остается достаточно сложной. Европейские трейдеры и украинские импортеры отмечают, что объемы продукта в регионе ограничены, поэтому цены растут.

В течение недели внимание трейдеров было приковано в Болгарию. Экспорт продукта из страны прекратился в ожидании решения властей по дальнейшему экспорту из лукойловского завода в Бургасе. Напомним, НПЗ работает исключительно на российской нефти, согласно условиям европейского нефтяного эмбарго, из которого Болгария получила исключение, запрещает экспорт готовой продукции. В свою очередь «ЛУКойл» заявил, что будет вынужден остановить работу завода из-за убыточности и невозможности реализовывать всю продукцию на внутреннем рынке. Власти Болгарии анонсировали специальные распоряжения, но по состоянию на 1 декабря они не были обнародованы.

«Если завод остановится, Болгария превратится в импортера нефтепродуктов и создаст дополнительный спрос в регионе, который и так страдает от нехватки ресурса», — говорит один из опрошенных трейдеров. По его словам, ожидание разъяснений правительства привело к полному параличу деятельности болгарских трейдеров.

Остановка экспорта из болгарских терминалов привела к росту премий. «Последние несколько дней поставщики поднимали премии трижды», — комментирует скорость ценовых изменений на рынке небольшой импортер из Киева. Собеседник добавляет, что премии на болгарский ресурс выросли до $150-180, это на $40-50 больше, чем в ноябре. Кое-где озвучивают премию даже в $200, но таких предложений немного. На терминалах в Русе автомобильные партии срочной отгрузкой предлагались за $1 070-1 115/т.

На этом проблемы не иссякают. Участники рынка также указывают на сложные погодные условия в Черном море, что приводит к задержкам танкеров. Кроме того, ощущается нехватка флота.

«Констанца работает очень не ритмично. Одни говорят, что пробка совершила танкер с горючим непонятного происхождения, другие — что начались какие-то ремонтные работы», — рассказал один из трейдеров региона.

Нестабильная ситуация и в турецких портах. Источники рассказывают о недовольстве украинских покупателей качеством дизеля из НПЗ Star, принадлежащего Socar.

«Они обещали поработать с морозостойкостью, но пока не получается. Вроде бы из-за этого «Приват» был вынужден отказаться и перепродать партию в 30 тыс. т», — говорит наш источник на рынке.

С терминала Opet также не было хороших новостей. Ритмичность поставок оттуда остается невысокой, что некоторые участники рынка связывают с сокращением поставок российского продукта, который в порту нередко превращался в индийский.

Между тем, некоторые трейдеры говорят о признаках улучшения ситуации с морскими поставками в декабре. В частности, ожидается прибытие крупных партий в порты Средиземноморья. Пока же премии на танкерные партии продукта выросли на $40-60.

В Польше объемы предложений дизельного горючего в начале декабря тоже были ограничены. Трейдеры сообщают о сложностях с транспортировкой ресурса из Германии и балтийских портов из-за высокой загруженности польской железной дороги.

По словам трейдеров, автомобильные партии зимнего дизтоплива из восточных терминалов Польши на этой неделе продавались с премиями $160-180 к северо-западным котировкам. «Мы распродали свои объемы с отгрузкой до 20 декабря, — говорит один из польских трейдеров, — были звонки от покупателей с желанием приобрести продукт за $200, но нам пока нечего продавать».

Общей проблемой текущей ситуации является переход европейских НПЗ из тяжелой российской нефти в легкие сорта, что приводит к уменьшению выписки средних дистиллятов – авиационного и дизельного горючего. Участники рынка прогнозируют продолжительность «дизельного» напряжения в ближайшие три месяца, пока рынок не адаптируется к новым реалиям.

Recent Posts

Картон под радиатор: почему водители рискуют сжечь двигатель, пользуясь этим лайфхаком

Украинские водители с опытом хорошо знают старый способ зимнего прогрева авто – кусок картона под…

05.12.2025

Покупка подержанного авто: какие машины лучше обойти стороной

Покупка машины с пробегом похожа на игру с непредсказуемым финалом. Внешне авто может выглядеть ухоженным,…

05.12.2025

Японцы массово арендуют автомобили, но на них не ездят: зачем им машины

В Японии каршеринг стал частью повседневной жизни, но последние исследования показали странную тенденцию. Как выяснила…

05.12.2025

ТОП-5 ошибок на перекрестках, из-за которых водители остаются без денег и нервов

Перекресток – это место, где даже опытный водитель может ошибиться. Здесь все решают секунды. Одно…

05.12.2025

Зачем нужна едва заметная черная полоса на зеркале: эта мелочь может спасти вас от аварии

Многие водители даже не задумываются, почему на боковых зеркалах некоторых автомобилей видна тонкая черная линия.…

05.12.2025

Индикатор с восклицательным знаком на панели авто: когда это мелочь, а когда опасность

Многие водители пугаются, когда на панели загорается красный круг с восклицательным знаком. Обычно это сигнал…

04.12.2025