Статті

В сети показали, какими были маршрутки в Украине 60 лет назад

Столица Украины всегда имела мощную промышленность, в разные годы здесь выпускали самолеты «Ан», экскаваторы «Красный экскаватор», мотоциклы «Днепр», троллейвозы КТГ, троллейбусы «Авиант» и «Киев»… Но об автобусах одноименного бренда, согласитесь, до сих пор мало кто слышал. Между тем, их было выпущено несколько штук, хотя вообще разрабатывались они для серийного производства, сообщает Авто24.

Разрабатывали и складывали автобусы Киев с 1958 года на столичном авторемонтном заводе №1 – старейшем из всех киевских авторемов. Практика выпуска той или иной техники на региональных авторемонтных заводах в советское время была довольно распространена.

Дело в том, что при массовом в мире выпуске стандартных грузовиков в стране постоянно ощущался дефицит более или менее специализированной техники. Поэтому, в частности, автобусы и микроавтобусы разных классов производились на нескольких небольших предприятиях разных городов. За основу брали шасси серийных грузовиков ГАЗ-51, ГАЗ-52 и ГАЗ-53 или агрегаты легковых машин «Москвич» и «Волга».

Каким был автобус марки «Киев»

По нынешним меркам «Киев» можно сравнить с «Богданами» – внутри можно насчитать не менее 22 сидячих мест. Скорее всего, в целом киевская конструкция аналогична рижскому автобусу РАФ-251, довольно распространенному в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Автобус использовал шасси «газона», его же рядный 6-цилиндровый двигатель в 70 л.с. и 4-ступенчатую коробку передач без синхронизаторов.

Каркас кузова по автобусным традициям первой трети ХХ века делали деревянным, наружная обивка была металлической. Свежим решением для того времени была вагонная компоновка – отдельного капота спереди не было, двигатель располагался под крышей справа от водителя.

Особенности киевского автобуса

От прибалтийского аналога украинская машина отличалась более передовым дизайном, вернее, более удобным для пассажиров салоном. У боковых скатов крыши были окна, они пропускали в салон больше света, а главное, они улучшали обзорность, особенно для пассажиров, сидевших в глубине салона.

По имеющимся фото можно понять, что все киевские машины отличаются друг от друга. Закрытые и открытые колесные арки, три вида лобового стекла, несколько вариантов облицовки передка, крыши разной формы, в том числе без окон в боковых скатах.

Где подевались уникальные автобусы «Киев»

Точных данных нет, но судя по всему, начиная с 1958 года было сделано как минимум четыре автобуса «Киев». Три из них работали в украинской столице в качестве экскурсионных. Дальнейшая судьба этих уникальных автобусов неизвестна, но по опыту эксплуатации аналогичных машин в тот период можно предположить, что все они вполне могли работать по назначению вплоть до начала 1970-х. Экскурсионный режим по улицам большого города, в отличие от работы на маршруте, щаден для подвижного состава.

Поддерживать в порядке ходовую часть и силовой агрегат можно было хоть полвека благодаря развитой сети авторемонтных заводов. Ведь тот же производитель «Киева» – 1-й КАРЗ – был создан в 1932 году специально для промышленного ремонта техники ГАЗ. Но ресурс автобусов того времени ограничивался возрастом деревянного каркаса кузова. Он рассыхался, начинал клониться, и наконец выходил из строя, при том, что эффективных технологий ремонта таких конструкций не существует.

Однако нельзя исключать, что однажды кто-то из столичных собирателей ретро-техники натолкнется на заброшенный экземпляр уникального киевского автобуса, чтобы пополнить им экспозицию одного из украинских музеев.

Share
автор
Artem Boyko

Recent Posts

ТОП-5 подержанных автомобилей, владельцы которых – частые гости на СТО

Покупая авто с пробегом, мы часто надеемся сэкономить, но некоторые модели превращаются в настоящий головняк…

24.05.2025

Контрафактное топливо атакует: какой город Украины стал рекордсменом по количеству нелегальных АЗС

Контрафактное горючее атакует: какой город Украины стал рекордсменом по количеству нелегальных АЗС

24.05.2025

Кому в Украине выдают бесплатные водительские права и обучают в автошколе

Узнайте, какие категории граждан могут бесплатно получить водительские права в Украине. Информационная статья об автошколах…

24.05.2025

Renault представила самый дешевый электрокар по цене менее 10 000 евро

Самая дешевая модель Renault Mobilize Duo 2025 оценена менее 10 000 евро. Новый электрокар предлагает…

24.05.2025

29-летней водительке грозит тюрьма за наклейку на бампере собственного авто

29-летняя водительница в Великобритании чуть не попала за решетку из-за наклейки с оскорбительной надписью на…

24.05.2025

Штраф 5 100 грн или лишение прав на 10 лет: в Верховной Раде предлагают строже наказывать водителей

В Верховной Раде планируют существенно увеличить штрафы за непропуск автомобилей с мигалками, до 5100 грн…

24.05.2025