Спиртовое топливо для авто: бояться или заправляться?

На альтернативные виды топлива, например, спиртовой бензин, возлагались большие надежды. Первой у себя ввела это топливо сеть автозаправочных комплексов БРСМ-Нафта. Популярность спиртового бензина заключалась в дешевизне, даже если он стоил всего на 4 гривны за литр меньше. Однако с годами выгода его продажи только падала. Главными причинами стали дефицит сырья и маленький спрос.

Однако в данный момент интерес снова возрос. Это обосновано поднявшейся ценой на традиционный бензин. Сейчас разница в цене между спиртовым и обычным бензином может достигать и 8 гривен на литре. Поэтому у людей снова появляется вопрос насчет качества такого топлива. Опасения обоснованны тем фактом, что трейдеры производят его самостоятельно. Поэтому за дело взялся Институт потребительских экспертиз.

Спиртовой бензин продают только четыре сети: БРСМ-Нафта, Авиас, Моttо и региональная сеть BVS. Результаты не слишком хорошие – половина образцов оказалась скорее непонятной смесью, нежели спиртовым бензином.

Содержание спирта в бензине

Многие автомобилисты считают, что в спиртовое топливо состоит из того же спирта, который можно купить в алкомаркете. Но в бензин добавляется не пищевой спирт, а технический, неочищенный – с большим количеством сивушных масел, обезвоженный и денатурированный бензином. Если топливо соответствует всем нормам и отвечает нормативам ДСТУ, то такой бензин подходит для любого транспорта и не повредит его.

Первым этапом лабораторных испытаний стало определение объемной доли спиртов, от величины которой и зависят основные свойства спиртового топлива. Есть две категории спиртового топлива: автобензин с содержанием биоэтанола не менее 30% относится к альтернативным топливам; если биоэтанола менее 30% — это топливо относится не к альтернативным видам, а к спиртовым по маркам Е5, Е7, Е10 (согласно Техническому регламенту). Эти марки бензинов нельзя путать с альтернативными топливами, так как они выпускаются по разным нормативным документам.

В результате лабораторных испытаний только образец с АЗК БРСМ-Нафта оказался альтернативным топливом. Содержание спирта составило 30,7%. В образце Моttо обнаружено менее 30%, а в образцах с заправок Авиас и BVS этанола и вовсе почти не оказалось. Дальше предстояло узнать, из чего же тогда сделаны образцы.

Проверка октана

Обычно у альтернативных топлив присутствует изрядный запас по этому параметру. В этот раз этот показатель оказался высоким не у всех, хотя и нарушений не было обнаружено.

Октановое число характеризует стойкость топлива к детонации – преждевременному сгоранию бензина в камере сгорания. Детонация увеличивает расход топлива и снижает мощность. Но хуже то, что она приводит к ускоренному износу двигателя из-за увеличенных нагрузок. Октановое число измеряли по исследовательскому методу. Самый высокий показатель в 98 единиц был обнаружен у топлива А-95Е Premium+ от сети БРСМ-Нафта. А вот Авиас, Мотто и BVS ограничились попаданием в норматив — 95,7, 96 и 95 единиц соответственно.

Сгорание топлива сопровождается выделением избыточной энергии. Когда сжигается бензин, энергия переходит в тепловую и КПД двигателя падает. При сгорании этанола температура ниже и КПД двигателя увеличивается, что сокращает расход топлива.

Бензол и ароматика

Бензол и ароматические углеводороды могут навредить топливной системе. Не испаряясь целиком, бензол смывает масляную пленку в моторе, что приводит к повышенному износу цилиндров двигателя. Кроме того, эти углеводороды вредят окружающей среде.

Однако без ароматических соединений невозможно производить качественный бензин, так как ароматика – это процессы вторичной переработки нефти, которые дают высокооктановый компонент. Но в связи с их негативным влиянием количество этих компонентов ограничено в нормативных документах. В альтернативных бензинах количество ароматических соединений можно сократить, так как спирт уже имеет большое октановое число. Таким образом, спиртовое топливо безопасней для природы и людей, оно качественней и медленнее расходуется.

Спиртовые бензины производятся по ТУ, поэтому производитель сам определяет граничные количества веществ. Оценка образцов проводилась по количеству бензола в топливе. За эталон было взято содержание максимум в 1%, как гласят требования ДСТУ. Так, в топливе БРСМ-Нафта оказался лучший показатель – 0,23%. У Авиас содержание бензола составило 1,2 %, что превышает требования ДСТУ, а у BVS и вовсе 2,6 %. Такое количество уже может негативно сказаться на двигателе.

Коррозийная активность

Коррозийная активность также является важным показателем для спиртового топлива. Спирт – самый сильный растворитель. Он способен разъедать резиновые и пластиковые детали топливной системы. Во избежание таких последствий в состав топлива решили добавлять специальную присадку, повышающую значение кислотного параметра pH. рН должен находиться в пределах 6-9 единиц. Тест прошли все образцы. Самое высокое значение показало топливо А-95Е Premium+ от сети БРСМ-Нафта – 7,4 единицы. Эта цифра означает, что такой бензин по своим антикоррозионным свойствам максимально близок к обычному бензину, и он безвреден для резинотехнических деталей двигателя.

Объемная часть эфиров

Образцы Авиас и BVS, в которых не нашли этанол, проверили на уровень содержания эфиров, кислородсодержащих присадок. Анализ показал, что в топливах данных сетей содержится соответственно 15 и 20,6% этого компонента. Такое количество кислородсодержащих компонентов приводит к ухудшению теплотворной способности топлива, что приведет к замедленной динамике машины и большему расходу топлива.

Итоги

Исследование показало, что спиртового топлива не стоит бояться и можно смело на него переходить. Однако важно правильно выбирать продавца такого бензина.

Бывалые потребители альтернативного топлива говорят, что с ним машина в морозы заводится с первого раза. Также состояние автомобиля не ухудшается: свечи и фильтры выглядят лучше, чем при использовании обычного бензина.

Так почему же, имея столько сильных сторон, спиртовое топливо все еще не лидер продаж? На это есть несколько причин. Во-первых, не все водители о нем вообще знают, да и далеко не везде его можно приобрести. Кроме того, альтернативное топливо окутано мифами и страшилками. В то же время в Бразилии 50% авто ездят на чистом биоэтаноле, а остальные имеют в составе 27% спирта. Вся Европа уже добавляет в бензин 10% спирта и намерена в 2030 году увеличить его содержание до 14%. Китай остановил дотации в производство электрокаров и закупил у Украины 6 млн тонн кукурузы для собственного производства биоэтанола. Для этих целей в КНР даже построили самый большой в мире биоэтанольный завод в мире.

Источник firstgear.ua
Не пропустите

Этот веб-сайт использует файлы cookie чтобы вам было удобно пользоваться сайтом Принять