Categories: Новости

В Украине перепишут правила ОСАГО: многомилионные выплаты и полисы втридорога

Украинские страховщики, заручившись поддержкой законодателей, взялись переписать Закон об обязательном автостраховании (ОСАГО). Действующему сейчас уже более 10 лет, потому косметическими правками дело не обошлось – документ переписали полностью. На днях в Верховной Раде зарегистрировали соответствующий законопроект №3670-д.

Попытки реформировать этот рынок предпринимались и прежде, но в 2015-м инициатива не прошла. Сейчас же документ доработали и есть все шансы принять его уже в этом году. К чему следует приготовиться украинским автомобилистам, разбирался UBR.ua.

Полцарства за повышение цен

Первое, что решили пересмотреть – это наболевший вопрос по выплатам обанкротившихся страховых компаний, компенсации от которых водители не могут добиться годами.

«Клиенты и потерпевшие в ДТП получат выплаты по тем компаниям, которые де-факто (но не де-юре) стали банкротами, то есть лишились лицензии. МТСБУ сможет не дожидаясь процедуры банкротства, которая нередко затягивается на многие годы, сразу начинать выплаты из фонда защиты потерпевших (ФЗП). Так как на рынке каждый год происходят банкротства страховщиков, десятки тысяч людей начнут получать возмещения уже через несколько месяцев после ДТП», — рассказал первый вице-президент СК «АХА Страхование» Андрей Перетяжко.

Второе изменение коснется лимитов ответственности – они будут увеличены. Сегодня страховщики выплачивают возмещение в лимитах 100 тыс. грн. по материальному ущербу и 200 тыс. грн. – по жизни и здоровью. Согласно европейской директиве по автострахованию, они поэтапно должны приблизиться к международным нормам, и достигнуть более 1 млн евро, что позволит на 100% возместить ущерб при любом ДТП, даже с самыми катастрофичными последствиями.

Законопроект предусматривает, что лимит выплат по страховым случаям с ущербом жизни и здоровью с 1 января 2020-го повысится до 20 млн. грн. А к 2025 году дойдет до 100 млн. грн. Увеличатся и граничные суммы возмещений материального ущерба: первый этап повышения намечен на январь 2020-го (до 2 млн. грн.), а с 2025 года достигнет максимума на уровне 16 млн. грн.

Чтобы как-то компенсировать повышение страховых лимитов, украинские страховщики при работе над новой редакцией законопроекта выторговали себе свободное ценообразование, что может удорожить полисы в 1,5-2 раза, говорят эксперты. Вместе с тем, контроль качества и достаточности страховых резервов у всех страховых компаний на рынке остается пока не на должном уровне.

«Компании готовы дать нормальный продукт, высокие лимиты и приемлемый сервис. Это будет стоить для автовладельцев дороже, чем сегодня. Но сейчас ОСАГО не выполняет своей экономико-социальной функции: иски предъявляют к виновнику ДТП, а не к компании, с виновника аварии требуют возмещения разницы между ущербом по экспертизе и износом и стоимостью ремонта. Плюс к тому длинные сроки урегулирования, незащищенность пострадавшего при банкротстве СК. Все это можно исправить новым законом. А то, что цена страховки вырастет со стоимости 1-ой канистры бензина до 2-х – не такая уж и проблема, если на выходе мы получим работающую модель рынка ОСАГО и довольных клиентов», — рассказал гендиректор Ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский.

Сейчас средняя стоимость автогражданки равна примерно 500 грн., а в регионах, да еще и со скидками для пенсионеров – 320 грн. Таким образом, цена полиса может взлететь до 1 тыс. грн. уже на первом этапе повышения страховых лимитов.

Инициаторы нового закона хотели убрать льготные тарифы для участников боевых действий и инвалидов. Но в итоге скидки пенсионерам и компенсации стоимости полисов ветеранам (за счет Моторного бюро) решили сохранить – побоялись, что из-за этого инициатива не пройдет в Раде.

Заплатят по полной

Тем не менее, предложенный к рассмотрению законопроект содержит в себе ряд прогрессивных идей и нововведений для потребителей. Например, предлагает отказаться от амортизационного износа – методика, которая позволяла страховым существенно занижать выплаты по старым авто, ссылаясь на износ его деталей. До этого были известны случаи, когда СК возмещали только треть их стоимости.

«Большая часть украинского автопарка сильно изношена. Но после принятия закона даже при небольшом ДТП нужно будет компенсировать стоимость новых запчастей, что увеличит размер среднего убытка. Соответственно, размер страховой премии будет выше», – подметила в беседе  председатель правления СК “Саламандра Украина” Татьяна Павлюченко.

Но на этом позитивные изменения не заканчиваются. Законопроект предусматривает изменение порядка выплат за компании-банкроты. Возмещение можно будет получить, не дожидаясь завершения процедуры ликвидации, которое обычно растягивается на годы.

«А вот норма об общеобязательном прямом урегулировании (когда при ДТП пострадавший водитель обращается за компенсацией в свою СК, а не в страховую виновника аварии) несколько преждевременна. На рынке есть страховщики, финансовое состояние которых оставляет желать лучшего. Такие компании просто не выполнят взятые на себя обязательства», — добавила Павлюченко.

Помимо прочего, в законопроекте урегулируются вопросы электронного полиса. Таким образом, исчезнет коллизия, когда у водителя есть возможность купить страховку онлайн, но законодательно этот механизм никак не урегулирован.

Предусмотрели законотворцы и ужесточение штрафных санкций для водителей, которые не имеют полиса автогражданки. Действующие сейчас нормы админкодекса наказывают «страховых дезертиров» штрафом в размере 30 необлагаемых минимумов (510 грн.). Проект предлагает увеличить санкции втрое – до 100 НДМГ (1700 грн.). Причем проверять будут не наличие бумаги на руках у водителя или талона на лобовом стекле, а информацию о страховке в единой базе ОСАГО. Последнюю должен будет создать Кабмин в 6-месячный срок после опубликования закона.

Recent Posts

Як очистити каталізатор автомобіля: два перевірені методи

Каталітичний нейтралізатор або каталізатор є невід'ємною частиною сучасного автомобіля з ДВЗ. Їхнім головним завданням є…

22.11.2024

Помилки під час заміни свічок запалювання, які вбивають двигун автомобіля

Заміна свічок запалювання, поряд з оновленням моторного мастила, є базовою процедурою, яку часто виконують українські…

22.11.2024

Гідравлічний vs механічний домкрат: який обрати для автомобіля

Коли справа доходить до заміни коліс, проведення технічного обслуговування або виконання інших завдань, пов'язаних з…

22.11.2024

Як розпізнати неякісний бензин: поради для автомобілістів

На тлі подорожчання автомобільного палива, а також важкого фінансового становища українців на ринку став частіше…

22.11.2024

Що робити, якщо пробив колесо на автомобілі, а запаски немає: поради для водіїв

Сьогодні автовиробники заради економії стали частіше випускати машини без штатного запасного колеса, що підвищує ризик…

22.11.2024

Коли краще не заряджати смартфон через прикурювач в автомобілі

Сьогодні гаджети є частиною повсякденного життя більшості українських автомобілістів. Тож не дивно, що великою популярністю…

22.11.2024