Украинские автопромышленники всерьез опасаются, что в 2018 году может обанкротиться несколько отечественных предприятий. И это при том, что из 12 автособорочных заводов сейчас работают только 7, а использование их мощностей — в пределах 2%. О том, что привело нас к этому, и как теперь вырываться из «фатальной воронки», в которой каждый новый шаг лишь усугубляет положение, обсуждали на круглом столе «Автопроизводство в Украине: от расцвета до полного уничтожения. Срочные шаги для спасения отрасли».
Мы послушали мнения руководители автомобильной отрасли и рассказывают об из главных тезисах.
На сегодня у крупнейших игроков — ЗАЗа, корпорации «Богдан» и завода «Еврокар» — долги перед банками в общей сложности составили около 9,7 млрд грн, хотя до кризиса они инвестировали в производство порядка $950 млн. В Украинском союзе промышленников и предпринимателей заявляют: потеря автопрома, которая грозит нам в ближайшие годы, если не месяцы, превратит Украину в аграрное государство, что в принципе лишает страну будущего.
«В 1997 году был принят закон о стимулировании автопроизводства. Опираясь на него, производители вложили около $1 млрд, что и обеспечило те производственные мощности, которые сейчас есть. В 2008 году общая сумма платежей в бюджет составляла $900 млн, экспортная выручка достигала $820 млн. Однако, мы уничтожили этот вектор. Что произошло? Мы ликвидировали систему управления процессами в секторе промышленности. В 2005 году мы нанесли безжалостный удар по доверию инвесторов, когда ликвидировали наши же гарантии работы в свободных экономических территориях. На сегодня инвесторы с нами судятся и выигрывают дела Происходит деиндустриализация. А риск превращения Украины в агрогосударство с сырьевой экономикой напрямую влияет на шансы всего общества иметь какое-либо будущее», — говорит президент УСПП Анатолий Кинах.
Чтобы разобраться, куда нам двигаться, промышленники говорят, что нужно смотреть на соседей, с которыми у нас были похожие стартовые условия. Хорошим примером называют Туркменистана.
«Туркменистан в последние годы проводит очень мощные действия в контексте как усовершенствования промышленной политики в целом, так и развития автомобильной отрасли. Принимают законы по стимулам защиты инвестиций, дают налоговые стимулы, создают специальные экономические территории. У них есть территория Навои, где зафиксированы четкие гарантии на десятки лет вперед. Они принимают и выполняют госпрограммы начиная с локализации производства и развития автомобилестроения, готовят кадры. И сегодня в их автомобилестроения у них работает около 40 тыс человек, а в смежных отраслях — 300-350 тыс», — говорит Анатолий Кинах.
Политика других стран — тоже повод задуматься, что мы не так делаем с нашим автопромом. Даже если эта политика не очень дружественна по отношению к нам. «Каждый защищает свои национальные интересы как могу. Белорусы приняли решение об отмене сертификатов происхождения для легковых автомобилей с Украины. И сейчас судятся с нами за те автомобили, которые были экспортированы с нашей территории в Беларусь, в том числе и раньше. И в то же время наш мониторинг показывает, что их техника принимает участие в огромном количестве наших тендеров, и выигрывает их. У них очень сильная система госпротекционизма. Узбекистан вопреки нормам равноправной конкуренции выигрывает огромное количество тендеров и широко присутствует на нашем рынке. Россия спокойно продает свои автобусы в Украине», — добавили в УСПП.
Для украинского автопрома очень поучителен опыт Польши, считают в Комитете ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства. «У поляков была одна модель автомобиля двойного назначения, которая оказалась дороже зарубежных аналогов. Там решили покупать иностранное, чтобы экономить. В результате вместо того, чтобы развить производство, они его потеряли. Также потеряли научную школу и попали в полную импортозависимость. Теперь в Польше говорят «Мы больше никогда не повторим эту ошибку», — приводит пример глава Комитета Виктор Галасюк.
Виктор Галасюк рассказал, над чем работают в Комитете по вопросам промышленной политики.
В связи с этим чиновники говорят, что есть несколько приоритетов, которые находятся на повестке дня.
Пошлины хотят сделать выгодными для украинских производителей. «Нам нужна разумная либерализация торговли, при которой будет выгодно ввозить сырье и компоненты, производить продукцию у нас, и вывозить«, — говорит Виктор Галасюк. Сейчас система устроена с точностью до наоборот: выгодны ввезти товар, при том, если кто-то хочет организовать в Украине производство, то ввезти компоненты оказывается дороже, чем уже готовую продукцию. Это сдерживает производство.
«Когда говорят, что условия должны быть равными, то условия должны быть равными с нашими странами-конкурентами. Если у других стран есть эффективная таможенная система, у них нет контрабанды, у них есть налоговые стимулы, специальные институты, которые удешевляют кредиты, то мы должны этому учиться. Хороший пример, как страна может целенаправленно построить свой производственный сектор — Польша. Когда они вступали в ЕС, от них требовали отмены свободных экономических зон (СЭЗ). Польша договорилась на 10 лет их сохранить, увеличила их площадь в два раза и договорилась о продлении их еще на 10 лет.
Поэтому не случайно в Украине на финишной прямой пакет инвестиционного законодательствадля новых производств — так называемые индустриальные парки. Они позволят Украине включиться в конкуренцию условий для производителей с нашими странами-соседями — Польшей, Турцией«, — отмечает Виктор Галасюк.
Необходимо создать Экспортно-кредитное агентство. Агентство должно в разы удешевить финансирование для производителей-экспортеров. В Комитете говорят, что правительство просрочило создание этого инструмента на 380 дней.
Этот инструмент должен создавать экономические преимущества при госзакупках для продукции украинского производства. В законе для местного производителя заложена 11% ценовое преимущество. Также закон требует, что если производители хотят получить доступ к госзакупкам доля локализации производства у них должна быть не меньше 40-50%, кроме отдельно оговоренных случаев. Фактически это значит, что если бренд хочет получить доступ к «жирным» госзаказам, ему придется размещать в Украине завод, а не импортировать продукцию, сделанную где-то в другом месте.
«Все эти инструменты полностью согласуются с нашими международными обязательствами, в том числе с соглашениями с ВТО и ЕС. И мы свои позиции защищаем», — говорит Виктор Галасюк.
Представители автопрома намекнули, что чувствуют себя обделенными вниманием на фоне того, как активно правительство в последнее время заботится о развитии отрасли электромобилей. Они уверены, что «традиционное» производство автомобилей еще рано списывать со счетов, и именно оно способно вытолкать экономику Украины из ямы. В связи с этим они обратились к правительству и Верховной Раде, требуя срочных действий.
Лидеры отрасли обратились к Верховной Раде и правительству.
«Речь идет о принятии ВРУ пакета стимулов по созданию рабочих мест в отраслях с высокой добавленной стоимостью, в т.ч. производстве автомобилей; принятия законопроектов, стимулирующих развитие электрического автотранспорта Украины; урегулирования ситуации с бесконтрольным и нелегальным ввозом автомобилей в иностранной регистрации и тому подобное.
Отдельно предлагается разработать и принять до конца 2018 комплексный Закон «О поддержке отечественного автомобилестроения путем создания автомобильного кластера». Ему должно предшествовать правительственная концепция развития автопрома, ряд решений по восстановлению уровня профессионально-технического образования для подготовки кадров«, — заявил, подводя итог круглого стола, президент УСПП Анатолий Кинах.
Источник: autonews.ua
Ціни на автомобільне паливо в Україні невблаганно зростають, а рівень доходів українців падає. На цьому…
Сегмент розкішних кросоверів вельми насичений, що створює величезну конкуренцію на ринку. За таких умов ціла…
Щітки склоочисника - важливий елемент безпеки автомобіля, особливо в дощ або сніг. Незважаючи на їхню…
Кросовери користуються неабиякою популярністю в Україні, особливо серед сімейних водіїв, які цінують їх за комфорт…
Перший сніг несе українським автомобілістам нові загрози. Важливо розуміти, що керування транспортним засобом у таких…
Далеко не кожен автомобіль підходить для складних зимових умов експлуатації. Експерти звернули увагу на низку…