Предсмертные конвульсии «ЗАЗа»

С начала 2018 года «ЗАЗ» полостью остановил свое производство, при этом на территории предприятия работает несколько компаний, тесно связанных с собственникам предприятия. Впрочем, практически вся социальная сфера предприятия уже продана или не эксплуатируется.

В 2017 году «ЗАЗ» выпустил чуть больше 1,6 тыс. автомобилей. А с начала 2018 года полностью остановил их производство. Символом остановки производства стала консервация ванны для катафорезной грунтовки кузовов. В таких ванных кузов полностью покрывается антикоррозийным покрытием с помощью электролитической реакции.

Повторный запуск катафорезной ванны будет дорогостоящим и трудоемким. «ЗАЗ» полностью остановил цеха сварки, покраски и сборки. Работает лишь прессовый цех. Там по заказу Египта штампуются детали кузовов, которые будут собраны на мощностях заказчика.

Количество рабочих сократилось с 1,4 тыс. в 2017 году до 900 человек в 2018. На пике производства в 2007 году работу предприятия обслуживали около 16 тыс. человек.

Согласно данным Агентства развития фондового рынка, 2017 год «ЗАЗ» закончил с выручкой около 430 млн грн, или $16 млн и убытком — более чем 250 млн грн, или $9 млн. В 2008 году выручка составляла 14,7 млрд грн, или $2,8 млрд.

Напомним, в прошлом году «ЗАЗ» активно искал инвесторов. На запорожское предприятие приезжали представители известных немецких, французских и других автокомпаний. Но общего языка с собственниками украинского автопрома они не нашли.

Акционер и менеджмент перепрофилировали производство. Кроме контракта с Египтом на поставку 5 тыс. машинокомплектов, завод планирует производить автобусы. Их сборка не требует применения конвейерной линии, в которую было вложено более $450 млн. В 2018 году завод планирует выпустить всего 180 автобусов.

Уровень выживаемости — совместные предприятия

На территории «Запорожского автомобильного завода» (ЗАЗ) работает небольшое совместное предприятие «Босал-ЗАЗ». Компания была основана более 10 лет назад.

Половина ее уставного фонда принадлежит «ЗАЗ», вторая – международной корпорации Bosal, которая занимается производством и реализацией автозапчастей. Штаб-квартира Bosal находится в Бельгии.

«Босал-ЗАЗ» производит глушители для автомобилей. Вся произведенная продукция отправляется на склады Bosal в Европу, а потом реализуется компанией через своих дистрибуторов.

В Запорожье на производстве для Bosal работает около 250 человек, годовая выручка – более 130 млн грн. В ближайшее время менеджмент предприятия планирует довести количество персонала до 400 человек.

Почему в Украине стало возможным развитие такого предприятия? Дело в том, что в производстве автомобиля до сих пор есть технологические процессы, которые невозможно автоматизировать. Их приходится выполнять вручную. А так как рабочая сила в Украине дешевая, то здесь выгодно размещать производства с большим объемом ручного труда.

В Украине расходы на один трудовой час рабочего составляют около 3 евро. В Турции и Чехии, где у Bosal также есть заводы – соответственно 12 и 15 евро. В Бельгии, где находится главный офис Bosal – 36 евро.

По тем же причинам на западе Украины развиваются заводы по производству электрической проводки для автомобилей. Здесь свои площадки с высокой степенью применения ручного труда разместили японские компании Fujikura и Yadzaki, немецкая Leoni AG, американская Delphi.

«Если экономика пойдет вверх и средняя зарплата в стране поднимется, мы потеряем свое конкурентное преимущество», — признается директор «Босал-ЗАЗ» Константин Папашев.

«ЗАЗ» способен производить собственный автомобиль от листа металла до готовой продукции с локализацией производства до 80%. Это предприятие единственное, которое обладает оборудованием для полного цикла производства автомобилей – включая штамповку деталей кузова.

Если бы его автомобили продавались, завод мог бы трудоустроить в 30 раз больше рабочих, чем «Босал-ЗАЗ». А бельгийской Bosal, вероятно, пришлось бы искать другую «дешевую страну» для размещения ручного производства.

Также на территории завода работает компания по производству оборудования «Таврия-М».

«Таврия-М» была создана еще в 1994 году, как совместное предприятие «ЗАЗ» с международным производителем автозапчастей Magna, штаб-квартира которого находится в Канаде. Однако в 2014 году Magna вышла из СП с «ЗАЗ».

Теперь «Таврия-М» производит высокоточные станки для внешних заказчиков. На предприятии работает 60 человек, а годовая выручка в 2017 году составила всего 17 млн грн.

Еще в декабре 2015 года появилась информация о том, что Запорожский автомобильный завод останавливает конвейер. А уже в январе 2016 года глава правления ПАО Запорожский автомобильный завод Николай Евдокименко заверил, сокращений на заводе в ближайшее время не будет и предприятие не будет останавливать производство.

А в первой половине ноября 2016 года закрыли ведомственную поликлинику предприятия «ЗАЗ».

Сейчас здесь размещается ряд фирм.

Коммунарская больница в Космическом микрорайоне в последнее время находилась в аренде у города. Здесь размещалась центральная Коммунаровская больница. Однако, в 2017 году город (в рамках медреформы и оптимизации) прекратил ее арендовать. Сейчас собственники «ЗАЗа» пытаются ее продать. А учитывая ее медицинский профиль, сделать это будет тяжело. На данный момент, здесь остались арендаторы только на первом этаже. В самом корпусе больницы нет отопления и водоснабжения, а окна постепенно выбиваются хулиганами или бомжами.

В начале 2018 года новый главврач областного онкодиспансера попробовал договориться с собственниками о возможности передачи здания больницы к ним, но те «загнули» высокую цену и онкологи отступились.

Строители, у которых попросили дать экспертный прогноз на судьбу здания, предполагают, что оно сохранит свою жизнеспособность не более двух лет. Потом его просто оккупируют асоциальные элементы или разнесут по кирпичику.

База «Джаз» на Волне. Она была одной из визитных карточек «Коммунара-ЗАЗа». Сейчас, как говорят на самой базе, они уже к «ЗАЗу» не относятся. Новый собственник пока неизвестен, но предполагают, что это представитель высшего менеджмента «УкрАвто» (именно в холдинг этой компании входит «ЗАЗ»).

База отдыха «Запорожец» в Кирилловке в советские годы была одной из крупнейших в курортном пгт. И точно самой крупной на Федотовой косе. К 2011 году «талантливый» менеджмент предприятия уже распродал 3/4 территории базы, а вот ее остатки никак не обновлялись. После 2011 года на предприятии перестали выделять путевки в Кирилловку. Кому были проданы остатки базы, точно неизвестно.

Источник zabor.zp.ua

Recent Posts

Чи можна заливати масло в гарячий двигун, і коли краще проводити його заміну

Обслуговування автомобіля вимагає не тільки уваги до деталей, а й дотримання певних правил, які безпосередньо…

23.11.2024

Розкішні повнорозмірні седани: ТОП-10 моделей, що коштують дешевше за середню ціну нового авто

Купівля автомобіля класу люкс не завжди пов'язана з багатомільйонними витратами. Деякі моделі, як з'ясувалося, можна…

23.11.2024

Шість міфів про кросовери та позашляховики, про які час забути

Сегмент SUV (позашляховики і кросовери) почав активно набирати популярність у 1980-х роках і відтоді набуває…

23.11.2024

Альтернатива Tesla: десять найкращих електромобілів просто зараз

Колись американська компанія Tesla зробила революцію у сфері розробки та виробництва електричних автомобілів. Однак останніми…

23.11.2024

Чорна п’ятниця 2024: які найкращі подарунки для автолюбителів підібрати по акції

Чорна п'ятниця - це ідеальний час для вигідних покупок, особливо якщо ви хочете порадувати автолюбителя.…

23.11.2024

Найнадійніші седани з наддувом: ТОП-10 моделей для купівлі у 2024 році

Сьогодні турбовані двигуни стали буденністю для автомобілів різних класів, зокрема в сегменті седанів. Водночас автолюбителі…

23.11.2024