Украинские водители стали чаще становиться жертвами автоподстав. Юристы говорят, что нельзя верить даже представителям правоохранительных органов. Суды массово лишают автолюбителей прав минимум на год и взимают с них десятитысячные штрафы. Часто выезжают на доверчивости и необразованности людей.
«В 40% случаев составления протоколов по части 1 ст. 130 КУоАП (отказ водителя от прохождения освидетельствования на состояние опьянения), работники патрульной полиции сначала говорят водителям об их «законном праве» отказаться от прохождения осмотра», — рассказал управляющий партнер ЮФ «Братьев Федоровых» Дмитрий Федоров.
Применяется достаточно простая схема: сначала патрульные останавливают машину за нарушение ПДД или за то, что на авто якобы есть ориентировка по угону. Человека сразу обвиняют в опьянении, обычно — наркотическом. Ссылаясь на что угодно: усталый вид, дрожание рук или простое недовольство из-за безосновательной остановки. После чего водителю предлагают проехать в медучреждение для осмотра наркологом. А уже по дороге к нему советуют отказаться освидетельствования.
Человеку говорят, что он может пройти медосмотр самостоятельно или вообще не делать этого — сослаться в суде на нехватку времени для процедуры. Более того, водителю возвращают права. Однако с одним условием — что он, якобы для формальности, устно заявит на камеру при свидетелях, что отказался от осмотра.
«Абсурд ситуации заключается в том, что таких водителей, которых подозревают в опьянении, как правило, даже не отстраняют от управления автомобилем, хотя это прямо предусмотрено. Людям позволяют уехать. Далее, водители или проходят осмотр самостоятельно, или, вообще идут в суд с мыслью, что патрульные сделали все правильно и по закону», — отметил Федоров.
Но в итоге все оборачивается иначе. Чаще всего судьи не принимают во внимание выводы о прохождении осмотра по самообращению. Аргументируют это тем, что в соответствии с требованиями Инструкции, утвержденной совместным приказом МВД и Минздрава от 9 ноября 2015 №1452/735, водитель должен пройти осмотр на основании направления полицейских, в их присутствии. Медицинские заключения, составленные с нарушением этих требований, в учет не принимаются. Кроме того, суды отмечают, что водитель привлекается к ответственности не за то, что управлял авто в состоянии опьянения, а за отказ пройти осмотр.
«Сложность защиты в такой ситуации заключается в том, что момент общения с патрульными, когда они рассказывали водителю о «законности» отказа от осмотра — не фиксируется на видео, а уже отказ водителя от освидетельствования присутствует на видео-записи при свидетелях. Этого достаточно для суда, чтобы лишить человека права управления на год и присудить штраф в сумме 10 200 грн. После этого водителя ждет еще и пересдача на права», — объяснил Федоров.
Из подобных историй бывают исключения, но их совсем немного. Постановлением Киевского апелляционного суда от 10 января 2019 года в деле №752/20426/18, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, установлено, что правонарушение в виде отказа автомобилиста от прохождения освидетельствования, было совершено в результате подстрекательства со стороны полицейских. А потому, с учетом позиции ЕСПЧ, водитель не может быть привлечен к ответственности по этой статье. Но юристы говорят, что это чуть ли не единственное подобное постановление.
Истории с полицейскими — сравнительно недавнее изобретение. В тоже время аферисты продолжают активно эксплуатировать и старые, много раз обкатанные, приемы. Такие, например, как обман на станциях техобслуживания, когда водителям вместо новых заказанных запчастей, ставят поношенные или приписывают в счет дополнительные услуги, которые фактически не выполнялись.
Потому водителям по-прежнему советую наблюдать за работами на своих автомобилях. Особенно, если СТО не проверенное. Или хотя бы проверить наличие на сервисе камер видеонаблюдения, чтобы можно было в случае чего, отсмотреть весь процесс замены на видео.
«Чаще всего поддержанными запчастями промышляют на дилерских станциях, поскольку у тех есть гарантийные склады запчастей. Клиенту следует обязательно просить обратно старые запчасти, которые меняют», — подметил в разговоре директор автосервиса «Автогарант Моторс» Вадим Мазур.
Ну и конечно никуда не деваются классические аферы с продажей несуществующих машин с первоначальными взносами, которые просто крадут. В Днепропетровской области на днях как раз задержали межрегиональную группу мошенников, на счету которых более 30 фактов подобных мошенничеств.
Іспанський виробник автомобілів Santana Motors відновив свою роботу через 15 років затишшя. Як пише Carscoops,…
Японський автовиробник Honda офіційно оголосив про запуск проекту Heritage Works, що спеціалізуватиметься на відродженні спортивних…
Французький автобренд Peugeot готується презентувати революційне технологічне рішення у світі автомобілебудування. Як повідомляє Carscoops, інженери…
Німецький автовиробник Volkswagen тестує автомобіль, які не потребує водія. Як пише Carscoops, на тестовий трек…
Німецький автогігант BMW активно працює над майбутньою прем’єрою нової версії свого флагманського кросовера X7. Як…
Вже через два тижні, з 1 січня 2026 року, в Україні наберуть чинності нові правила…