Украинскому автопрому протянут руку помощи

Украинские автопромышленники всерьез опасаются, что в 2018 году может обанкротиться несколько отечественных предприятий. И это при том, что из 12 автособорочных заводов сейчас работают только 7, а использование их мощностей — в пределах 2%. О том, что привело нас к этому, и как теперь вырываться из «фатальной воронки», в которой каждый новый шаг лишь усугубляет положение, обсуждали на круглом столе «Автопроизводство в Украине: от расцвета до полного уничтожения. Срочные шаги для спасения отрасли».

Мы послушали мнения руководители автомобильной отрасли и рассказывают об из главных тезисах.

Почему происходит деиндустриализация

На сегодня у крупнейших игроков — ЗАЗа, корпорации «Богдан» и завода «Еврокар» — долги перед банками в общей сложности составили около 9,7 млрд грн, хотя до кризиса они инвестировали в производство порядка $950 млн. В Украинском союзе промышленников и предпринимателей заявляют: потеря автопрома, которая грозит нам в ближайшие годы, если не месяцы, превратит Украину в аграрное государство, что в принципе лишает страну будущего.

«В 1997 году был принят закон о стимулировании автопроизводства. Опираясь на него, производители вложили около $1 млрд, что и обеспечило те производственные мощности, которые сейчас есть. В 2008 году общая сумма платежей в бюджет составляла $900 млн, экспортная выручка достигала $820 млн. Однако, мы уничтожили этот вектор. Что произошло? Мы ликвидировали систему управления процессами в секторе промышленности. В 2005 году мы нанесли безжалостный удар по доверию инвесторов, когда ликвидировали наши же гарантии работы в свободных экономических территориях. На сегодня инвесторы с нами судятся и выигрывают дела Происходит деиндустриализация. А риск превращения Украины в агрогосударство с сырьевой экономикой напрямую влияет на шансы всего общества иметь какое-либо будущее», — говорит президент УСПП Анатолий Кинах.

Как против нас играют наши соседи

Чтобы разобраться, куда нам двигаться, промышленники говорят, что нужно смотреть на соседей, с которыми у нас были похожие стартовые условия. Хорошим примером называют Туркменистана.

«Туркменистан в последние годы проводит очень мощные действия в контексте как усовершенствования промышленной политики в целом, так и развития автомобильной отрасли. Принимают законы по стимулам защиты инвестиций, дают налоговые стимулы, создают специальные экономические территории. У них есть территория Навои, где зафиксированы четкие гарантии на десятки лет вперед. Они принимают и выполняют госпрограммы начиная с локализации производства и развития автомобилестроения, готовят кадры. И сегодня в их автомобилестроения у них работает около 40 тыс человек, а в смежных отраслях — 300-350 тыс», — говорит Анатолий Кинах.

Политика других стран — тоже повод задуматься, что мы не так делаем с нашим автопромом. Даже если эта политика не очень дружественна по отношению к нам. «Каждый защищает свои национальные интересы как могу. Белорусы приняли решение об отмене сертификатов происхождения для легковых автомобилей с Украины. И сейчас судятся с нами за те автомобили, которые были экспортированы с нашей территории в Беларусь, в том числе и раньше. И в то же время наш мониторинг показывает, что их техника принимает участие в огромном количестве наших тендеров, и выигрывает их. У них очень сильная система госпротекционизма. Узбекистан вопреки нормам равноправной конкуренции выигрывает огромное количество тендеров и широко присутствует на нашем рынке. Россия спокойно продает свои автобусы в Украине», — добавили в УСПП.

Инструменты для выхода из тупика

Для украинского автопрома очень поучителен опыт Польши, считают в Комитете ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства. «У поляков была одна модель автомобиля двойного назначения, которая оказалась дороже зарубежных аналогов. Там решили покупать иностранное, чтобы экономить. В результате вместо того, чтобы развить производство, они его потеряли. Также потеряли научную школу и попали в полную импортозависимость. Теперь в Польше говорят «Мы больше никогда не повторим эту ошибку», — приводит пример глава Комитета Виктор Галасюк.

Виктор Галасюк рассказал, над чем работают в Комитете по вопросам промышленной политики.

В связи с этим чиновники говорят, что есть несколько приоритетов, которые находятся на повестке дня.

  1. Пересмотр пошлин

    Пошлины хотят сделать выгодными для украинских производителей. «Нам нужна разумная либерализация торговли, при которой будет выгодно ввозить сырье и компоненты, производить продукцию у нас, и вывозить«, — говорит Виктор Галасюк. Сейчас система устроена с точностью до наоборот: выгодны ввезти товар, при том, если кто-то хочет организовать в Украине производство, то ввезти компоненты оказывается дороже, чем уже готовую продукцию. Это сдерживает производство.

  2. Равные условия конкуренции

    «Когда говорят, что условия должны быть равными, то условия должны быть равными с нашими странами-конкурентами. Если у других стран есть эффективная таможенная система, у них нет контрабанды, у них есть налоговые стимулы, специальные институты, которые удешевляют кредиты, то мы должны этому учиться. Хороший пример, как страна может целенаправленно построить свой производственный сектор — Польша. Когда они вступали в ЕС, от них требовали отмены свободных экономических зон (СЭЗ). Польша договорилась на 10 лет их сохранить, увеличила их площадь в два раза и договорилась о продлении их еще на 10 лет.
    Поэтому не случайно в Украине на финишной прямой пакет инвестиционного законодательствадля новых производств — так называемые индустриальные парки. Они позволят Украине включиться в конкуренцию условий для производителей с нашими странами-соседями — Польшей, Турцией«, — отмечает Виктор Галасюк.

  3. Принять закон о бесплатном присоединеним к инженерным сетямЗакона об этом ждут все инвесторы без исключения. Для тех, кто готов вкладывать в Украину деньги и открывать производство, получение разрешений и подключение к электро- и газосетям, водоснабжению, канализации и прочему, связано с огромной волокитой и затратами.
    «По опыту США и Израиля бесплатное присоединение к сетям убирает коррупцию и тройные платежи, которые есть сегодня. Это снимает доступ в украинскую экономику. А в Израиле еще и компенсируют до 30% от капитальных инвестиций. Поэтому пока наши промышленники вкладывают деньги в другие страны, но не в Украину. Говорят: «Мы патриоты, но не самоубийцы. Примите закон — мы будем работать в Украине», — говорят в Комитете.
  4. Обеспечить доступ к рынкам сбыта

    Необходимо создать Экспортно-кредитное агентство. Агентство должно в разы удешевить финансирование для производителей-экспортеров. В Комитете говорят, что правительство просрочило создание этого инструмента на 380 дней.

  5. Законопроект «Покупай украинское, плати украинцу»

    Этот инструмент должен создавать экономические преимущества при госзакупках для продукции украинского производства. В законе для местного производителя заложена 11% ценовое преимущество. Также закон требует, что если производители хотят получить доступ к госзакупкам доля локализации производства у них должна быть не меньше 40-50%, кроме отдельно оговоренных случаев. Фактически это значит, что если бренд хочет получить доступ к «жирным» госзаказам, ему придется размещать в Украине завод, а не импортировать продукцию, сделанную где-то в другом месте.

«Все эти инструменты полностью согласуются с нашими международными обязательствами, в том числе с соглашениями с ВТО и ЕС. И мы свои позиции защищаем», — говорит Виктор Галасюк.

Чего хотят в итоге

Представители автопрома намекнули, что чувствуют себя обделенными вниманием на фоне того, как активно правительство в последнее время заботится о развитии отрасли электромобилей. Они уверены, что «традиционное» производство автомобилей еще рано списывать со счетов, и именно оно способно вытолкать экономику Украины из ямы. В связи с этим они обратились к правительству и Верховной Раде, требуя срочных действий.

Лидеры отрасли обратились к Верховной Раде и правительству.

«Речь идет о принятии ВРУ пакета стимулов по созданию рабочих мест в отраслях с высокой добавленной стоимостью, в т.ч. производстве автомобилей; принятия законопроектов, стимулирующих развитие электрического автотранспорта Украины; урегулирования ситуации с бесконтрольным и нелегальным ввозом автомобилей в иностранной регистрации и тому подобное.

Отдельно предлагается разработать и принять до конца 2018 комплексный Закон «О поддержке отечественного автомобилестроения путем создания автомобильного кластера». Ему должно предшествовать правительственная концепция развития автопрома, ряд решений по восстановлению уровня профессионально-технического образования для подготовки кадров«, — заявил, подводя итог круглого стола, президент УСПП Анатолий Кинах.

Источник: autonews.ua

Не пропустіть

Цей веб-сайт використовує файли cookie щоб вам було зручно користуватися сайтом. Прийняти