Растаможка автомобиля в Украине по новому закону
Совсем недавно на территории Украины Верховный Совет принял новый законопроект, способный облегчить жизнь каждому автомобилисту, передвигающемуся на нерастаможенном автомобиле из Европы. Эти изменения дали возможность пересмотреть правила легализации и ввоза подержанных авто, а также установить новые штрафные санкции при их нарушении. В статье будет подробно рассмотрено, чем грозит владельцу евробляхи отмена старых правил растаможки, а также что ждёт водителей после введения нового закона.
Новый закон о растаможке автомобилей
Предыдущий год для каждого владельца машины с иностранной регистрацией прошёл достаточно интенсивно. Практически весь год разрабатывался новый законопроект, способный урегулировать количество евроблях в стране и обеспечить таким машинам официальную регистрацию. Нововведение предусматривает особый акцизный и транспортный сбор, способный снизить стоимость процедуры. Однако не во всех случаях снятие прежних ограничений может действительно означать снижение цен на растаможивание.
Закон о евробляхах 8487/8488
Так называемый законопроект о евробляхах официально вступил в работу ещё 25 ноября 2018 года, однако полноценно настроена его работа была только недавно. Согласно закону 8487 таможенное законодательство пересмотрело единую налоговую ставку на ввоз и оформление евробляхи на территории Украины. Вводится система налогов, основанная на базовых ставках и простой системе вычисления пошлиной для конкретного типа автомобиля. Базовая ставка налогообложения при этом находится в пределах 50–150 евро за транспортную единицу.
Кроме того, 8487 закон предусматривает льготный период налогообложения. Это даст возможность простимулировать владельца машины на еврономере, легализировать свою покупку за относительно небольшую сумму, которая составит всего 0,5 % от стоимости транспортного средства. Также нововведения касаются и автолюбителей, которые ранее нарушили правила таможенного контроля. Для них закон предусмотрел льготный и вполне безопасный период для растаможки, который действует 90 суток со дня его принятия. Во всех остальных случаях налог составит 25% от рыночной стоимости авто.
В свою очередь комплекс нормативно-правовых актов 8487/8488 ужесточил наказание за нарушение таможенного законодательства. Это касается увеличения суммы штрафных санкций в случае выявления каких-либо нарушений со стороны автовладельца. В итоге законопроекты призваны перевести полулегальные автотранспортные средства в статус легальных с максимальной выгодой для автомобилиста и государства, а также обезопасить украинские дороги от неисправных и застарелых машин.
Тарифный калькулятор
Чтобы определить конечную стоимость процедуры растаможивания автомобиля и общий процент налога, следует учесть сразу несколько факторов. К ним относят как тип двигателя и его мощность, так и возраст иностранного транспортного средства. В любом случае для этого нужно суммировать три налоговых платежа: таможенную пошлину, НДС и акцизный сбор.
Таможенная пошлина для обычного легкового автомобиля составляет 6,4% от рыночной стоимости транспортного средства. Для пассажирских и грузовых платежей эта сумма составляет 10–20%. В случае электромобилей налог составляет 1 евро за киловатт мощности двигателя. НДС рассчитывается проще — налог составляет 20% от стоимости авто и всех плат, потраченных на его растаможивание. Определить величину акцизного сбора зачастую удаётся не каждому автомобилисту, поэтому на этом сборе остановимся более подробно.
Акциз
Это платёж представляет собой произведение между коэффициентом возраста, объёма двигателя машины и базовой ставки. Базовая ставка являет собой постоянную величину: для легковых бензиновых машин с двигателем до 3 л она составляет 50 евро, свыше 3 л — 100 евро. Владельцам дизельных авто до 3 л потребуется заплатить 75 евро, свыше 3 л — 150 евро. Кроме того, базовая ставка для гибридных авто и электромобилей составляет примерно 100 евро.
Коэффициент возраста равен реальному календарному возрасту машины, но для авто менее 1 года он равен 1, а у машин возрастом 15 лет и более всегда составляет 15. Коэффициент объёма двигателя рассчитывается путём деления реального объёма двигателя в см³ на 1000. Например, для машины с 1600 см³ показатель будет равен 1,6.
Контроль и новые штрафы
За нарушение сроков растаможки по новым правилам предусмотрены жесточайшие штрафные санкции. Если машина находится нелегально до 10 дней, придётся уплатить штраф в 8,5 тысяч грн., до 30 суток — 85 тысяч грн. Если при пересечении границы нерастаможенная машина передвигается на территории Украины без соответствующего разрешения свыше 30 дней, нарушение будет стоить карману водителя 170 тысяч грн. Для владельцев ввезённых ранее авто штраф также возрастает. При нарушении льготного периода для регистрации, сумма штрафа за один автомобиль возрастает до 170 тысяч грн.
Если же, несмотря на опасность и величину штрафов, водитель всё-таки принял решение нерастамаживать автомобиль либо находиться на территории Украины в режиме транзита, ему следует ожидать жесточайшего контроля. Принятая законодательная база внесла массу изменений в работу контролирующих органов. Теперь таможенная, пограничная служба и правоохранители имеют общую базу данных автотранспортных средств, поэтому в случае обнаружения такого авто на дороге, сотрудники полиции будут в праве его задержать и составлять протокол о нарушении.
Кроме того, со дня вступления в силу законов 8487/8488 таможенники вправе составлять административные протоколы о нарушении правил пересечения границы самостоятельно, без участия лица. Это даёт возможность в одностороннем порядке принимать решения о применении денежных взысканий заочно, присылая решения касаемо штрафов по официальному адресу регистрации автовладельца.
Новые изменение в законодательной базе облегчили украинским автомобилистам самостоятельный ввоз, легализацию поддержанных авто из Евросоюза и снизили таможенные сборы. Кроме того, законы 8487/8488 дали возможность ранее ввезённым евробляхам получить право беспрепятственной регистрации в государственных органах. Однако владельцам автомобилей возрастом более 10 лет нововведения придутся «не по душе», так как они практически не предусматривают ощутимого удешевления общей стоимости растаможивания.