Война против “евроблях” – водители готовятся к массовым протестам
На волне борьбы с контрабандой, которую решительно объявил на прошлой неделе глава правительства, “под раздачу” попал и ввоз автомобилей на еврономерах. Премьер-министр Владимир Гройсман и генпрокурор Юрий Луценко показательно пожурили начальника Львовской таможни за то, что в страну хлынул поток “автохлама”, и традиционно пообещали найти и наказать виновных.
Однако по мнению юристов, общественников и парламентариев, эти заявления не имеют ничего общего с украинскими законами, ведь уже ввезенные автомобили фактически появились в Украине легально. А механизма, который бы позволил перевести “евробляхи” в правовое поле, пока нет.
Это не контрабанда
По мнению адвоката Валерия Пономаренко, заявления премьера как минимум свидетельствуют о его некомпетентности в вопросах украинского законодательства, поскольку ввоз автомобилей на иностранной регистрации по сути не является контрабандой. Кроме того, адвокат уверен, что претензии руководства страны к таможенникам необоснованы.
“Претензии от премьер-министра и генерального прокурора в адрес Львовской таможни надуманы и крайне безграмотны по своей сути, — говорит адвокат. — Во-первых, согласно части 1 статьи 380 Таможенного кодекса Украины, временный ввоз гражданами-нерезидентами на таможенную территорию Украины транспортных средств личного пользования разрешается на срок до одного года. Обязательным условием допуска указанных транспортных средств к временному ввозу на таможенную территорию Украины является регистрация этих транспортных средств в уполномоченных органах иностранных государств, что подтверждается соответствующим документом”.
Пономаренко уверен, что норма прописана достаточно просто, чтобы ее содержание понял и человек без юридического образования. “Каким образом, по мнению господина Луценко, таможенник должен не пустить в страну иностранца, заезжающего на территорию Украины на зарегистрированном в другом государстве транспортном средстве, которым последний правомерно владеет? Любой подобный запрет будет противоправным”, — считает юрист.
Лидирует Волынь
Тем временем, по данным парламентского комитета ВР по вопросам таможенной и налоговой политики, в страну уже успели ввезти до 350 000 евроавтомобилей. И Львовская область далеко не лидер в этом вопросе.
“У меня возникает вопрос: а почему нет такого же обращения к Волынской таможне? Ведь Волынская таможня — это еще большая дыра по ввозу таких автомобилей, чем Львовская. Через нее заехало в разы больше автомобилей, чем через Львовскую, — говорит глава парламентского комитета по вопросам таможенной и налоговой политики Нина Южанина. — Все, что сейчас происходит, не то что удивляет, это шокирует. Постановление Кабмина по поводу привлечения Нацполиции к работе в зоне таможенного контроля мне кажется не только неправомерным, но и странным со всех сторон”.
По словам Южаниной, решить эту проблему сегодня одним постановлением КМУ невозможно. Она требует комплексного подхода и существенных изменений в законах. Иначе заявления правительства останутся не более чем популистскими высказываниями.
Заоблачный акциз
На днях в Верховной Раде было зарегистрировано сразу два законопроекта — №8487 и 8488, которые предусматривают снижение акцизов на растаможку “евроблях”, но перспективы этих законопроектов сомнительны. Южанина констатирует, что они пока не находят ни поддержки, ни понимания парламентариев, и многие ее коллеги-депутаты выступают за то, чтобы евроавтомобили были растаможены без уплаты акцизов вообще.
Этому есть простое объяснение. И касается оно прежде всего платежеспособности украинских автолюбителей и готовности населения растаможить литовский или польский мерседес за предлагаемые законами суммы.
“Если вникнуть в формулу расчета акциза и прибавить туда ввозную пошлину и НДС, получаем сумму, которая если не превысит рыночную стоимость авто в Европе, то составит уж точно не менее 70 %. Для населения со средней заработной платой по стране в $300-350 и коммуналкой минимум в $100 это неподъемно”, — уверен Валерий Пономаренко.
Разделяет мнение коллеги и адвокат Вадим Володарский: “Единственный вариант урегулирования — снижение платежей при растаможке и, главное, отмена ограничений на ввоз, прежде всего по стандарту Евро-5. Именно по этой причине люди вынуждены прибегать к хитростям, чтобы эти ограничения обойти, осуществив свою мечту о конкретной модели автомобиля”.
Ждут закона, чтобы начать пикет
Общественная организация “Автоевросила” заявляет о том, что водители уже готовятся к новым акциям протеста — в случае, если власти попытаются применить к водителям карательные меры. Однако и они понимают, что урегулировать ситуацию нужно. Сами бы рады легально перерегистрировать машины, но на условиях, предлагаемых парламентом, это представляется невозможным.
“Мы бы хотели, чтобы вопросу легализации автомобилей был дан ход. Мы ждем, пока Рада рассмотрит в первом чтении “карательный” закон №8488, предусматривающий отмену стандарта Евро-5, за которую мы давно боролись, но при этом данный законопроект вводит акцизы и огромные штрафы. Как только он будет принят в первом чтении, мы выйдем на акцию протеста и будем требовать снижения ставок и карательных норм. И эта акция будет намного более многочисленной, чем предыдущие. Ведь как только Рада сделает эти шаги, с нами поднимутся те, кто раньше ждал решения проблемы на диване”, — рассказал руководитель харьковскоого филиала “Автоевросилы” Роман Старченко.