От полумиллиона евро в день. Как работает схема по растаможке евроблях и продлят ли “льготы”
“Распродажу” украинских номеров для евробляхеров могут продлить еще на три месяца. Напомним: срок действия льгот по уплате акциза на иномарки (с 50% дисконтом от начисленной суммы) должен истечь 22 февраля этого года. Но на днях в парламенте зарегистрирован законопроект №9522, согласно которому дата “Ч” переносится уже на 23 мая.
Интересна предыстория появления этого документа в Верховной Раде. С начала нынешнего года ГФС всячески убеждала водителей поспешить с растаможкой. Мол, 22 февраля льготный период закончится, и продлевать его точно не будут.
Но все поменялось как только общественная организация евробляхеров “АвтоЕвроСила” сообщила, что с 10 февраля намерена начать новую волну протестов. Якобы, будут добиваться снижения стоимости растаможки, которая, вопреки обещаниям политиков, оказалась недоступной для многих водителей.
“Попытаемся разобраться, стала ли после принятия закона 8487 таможенная очистка доступной (до 500 евро), как радостно с трибун озвучили Нина Южанина и Петр Алексеевич Порошенко. Мы знаем, как реально наполнить пенсионный фонд и помочь людям зарабатывать и поднимать экономику нашей Украины. В феврале мы снова выйдем на мирные акции и будем добиваться отмены множителя годов в формуле расчета “акциза” (имеется в виду так называемый коэффициент возраста, на который умножается базовый акциз. Из-за этого итоговая сумма налогов на старые авто просто зашкаливает – прим. Ред.)”, – пояснили активисты.
Массовые протесты евробляхеров в разгар предвыборной кампании – явно лишние. Поэтому не исключено, что новым “пряником” власти попытаются, как минимум отсрочить водительские бунты.
Между тем, недовольство автовладельцев нарастает. Люди жалуются на огромные очереди на границах и произвол таможенников – те, якобы, завышают базовую стоимость авто и в итоге насчитывают космические налоги. А чтобы получить “дисконт”, нужно заплатить по цепочке (от посредника до таможенника), как минимум, 500 евро.
“Страна” разбиралась как работают схемы на евробляхах, и кто на них зарабатывает.
Льгот на всех не хватит
Законопроект №9522 подали в Верховную Раду народные депутаты Роберт Горват (БПП), Валерий Лунченко (“Народный фронт”) и Василий Петьовка (“Воля народа”). Они принимали активное участие и в разработке предыдущего пакета законов о евробляхах, который был принят в конце ноября прошлого года. Напомним: тогда депутаты поменяли формулу начисления акциза на иномарки (базовая ставка в 50-75 евро умноженная на коэффициент объема двигателя и коэффициент возраста), а также отменили экологическую норму Евро-5 (ей соответствуют авто выпущенные не раньше 2010 года). Тогда же для особо сознательных водителей, которыми первыми явятся на таможню, ввели скидку на акциз в размере 50%.
Но, как указано в пояснительной записке к новому проекту, за время действия новых правил было оформлено всего 44 тыс. авто на еврономерах (и уплачено в бюджет 2,8 млрд. грн. налогов). Это при том, что на 1 января 2019г в Украине таких авто насчитали почти 1,4 млн.
“Очевидно, что с такими темпами растаможки, когда ежедневно оформляется 2,5-2,7 тыс. авто, значительное количество граждан не успеет воспользоваться льготами”, – констатируют авторы проекта. Между тем, многие уже фактически подготовили весь пакет к растаможке – заплатили штраф в 8,5 тыс. грн., собрали документы на авто и теперь ждут своей очереди на оформление. Если вдруг окажется, что платит нужно больше, водители могут попросту передумать. И, в лучшем случае, продолжат ездить на евробляхах (штрафовать их не будут до мая), а в худшем – станут митинговать.
“Задача законопроекта – увеличить поступления в государственный бюджет и снизить социальное напряжение”, – говорится в пояснительной записке.
“На растаможку сейчас идет очень большой поток машин. Это как евробляхи, под которые, собственно, и снижали акцизы, так и “свежие” иномарки. Пользуясь случаем, многие украинцы решили привезти себе недорогое авто из Европы. В итоге импорт машин в январе этого года вырос втрое. А сама растаможка вначале шла медленно – начинали с 500 авто в день и только сейчас вышли на 2,5-2,7 тыс. Даже если станут оформлять еще больше, удастся растаможить до конца февраля всего около 100 тыс. авто”, – пояснил “Стране” глава компании Auto Сonsulting Олег Омельницкий.
Водители, которые решились сами поехать за авто с Европы, рассказали “Стране”, что простояли на таможне по 20-25 часов только чтобы заехать на территорию Украины. Плюс – приходится потратить еще, как минимум, день на саму растаможку. При этом платить приходится не просто дорого, а очень дорого. “Я купил авто 2002 года за 2 тысячи евро, а на таможне насчитали налогов на 3 тысячи евро. И это по льготному акцизу. То есть, с марта будет еще дороже”, – говорит киевлянин Виталий.
Плюс минус пару тысяч евро
На первый взгляд, льготы по акцизу на иномарки не очень критичные. Ведь акцизный сбор – это далеко не все налоги. Есть еще 20% НДС и 10% ввозной пошлины. И они остаются неизменными – никаких преференций по их уплате не было и нет.
К примеру, по среднестатистическому авто с бензиновым мотором объемом 2 л возрастом 8 лет и стоимостью 10 тысяч евро НДС составит 2 тысячи евро, пошлина – 1 тыс. евро, а акциз – 800 евро. То есть, по льготе можно сэкономить всего 400 евро, заплатив вместо 3,8 тыс., 3,4 тыс. евро. Собственно, сумма не критична.
Но для большинства водителей сейчас каждая копейка на счету. Они массово жалуются, что на таможне завышается базовая стоимость авто, и уже не эту завышенную сумму начисляются налоги. В итоге, приходится переплачивать и по несколько тысяч евро.
В декабре прошлого года такие “цены с потолка” заметно притормозили растаможку авто. Все закончилось тем, что на таможенные пункты с водительской “группой поддержки” нагрянула глава парламентского налогового комитета Нина Южанина. После громкого скандала приняли новый порядок определения цены б/у иномарок – если у владельца авто есть хоть какие -то документы, подтверждающие реальную стоимость, то будут руководствоваться ими. Ну а если таковых не найдется – станут считать “по рынку”, то есть, отталкиваясь от стоимости аналогичны машин на отечественном рынке подержанных машин. Налоговики в свою очередь утверждали, что граждане массово пытаются занизить стоимость авто, из-за чего бюджет теряет немалые средства, так что верить всем на слово они не будут.
Впрочем, тогдашние договоренности на практике почти не работают, – жалуются водители. Более того, таможенники и многочисленные посредники умудрились с рекордной скоростью выстроить новую схему на оформлении иномарок.
“Нашел в Германии авто за 3 тыс. евро. Попросил у брокера узнать, сколько будет стоить растаможка. Заверил – посчитают от 3,6 тыс. евро, то есть, всего набежит порядка 2 тыс. налогов. Но на таможне, мне сказали, что я эту цену придумал, и авто реально стоит 6 тысяч евро. То есть, налоги выросли уже почти до 4 тысяч, это больше, чем стоит авто. Тот самый брокер пообещал “решить проблему” за 500 евро. У меня не было вариантов – авто куплено и ввезено в Украину, что оставалось делать? Пришлось платить. И только после этого машина “подешевела” до 3,6 тысяч евро”, – рассказал “Стране” автогонщик Василий из Ивано- Франковской области. При этом, по его словам, оценка авто на разных таможенных пропускных пунктах может существенно отличаться – все зависит от аппетитов таможенников.
Схема Шваке и “проездные” на каждой таможне
По словам сопредседателя таможенного комитета Европейской бизнес- ассоциации и руководителя компании Lamarin Александра Лазарева, таможенники считают цены на б/у авто по так называемой сетке Шваке, и сверяются по разным таможням. “Условно, евли оформляется в Киеве, то могут перепроверить цену на Херсонской таможне”, – говорит он.
Каталог Шваке (SCHWACKE) – это немецкая электронная база, позволяющая оценить б/у авто по его рыночной цене с минимальной погрешностью. По ней работают страховые компании и брокеры всей Европы. Так что формально ее применение в Украине – это плюс, – считает автоэксперт Сергей Креймер. Но наши таможенники подошли в вопросу более креативно, чем их европейские коллеги.
“К примеру, как раз евробляхи по каталогу Шваке стоят самый минимум. Мы подыскали для своего украинского клиента “Мерседес” 1992 года выпуска. Так вот по Шваке, его стоимость – ноль евро. Но в Украине авто оценили в 2,5 тысячи евро. Руководствовались уже не Шваке, а “рыночной стоимостью на внутреннем рынке”. Затем клиент эту сумму оспорил и получил новую оценку – 700 евро. Но только потому, что у него на руках были подтверждающие документы, а большинство евробляхеров и тех, кто поехал в Европу за авто “для себя” ими как раз не располагают. “Липовые” доверенности и договоры купли-продажи для таможенников не аргумент. Им нужны кассовые документы, подтверждающие оплату. А их априори нельзя получить, если платить наличкой. В Германии, к примеру, нельзя проводить наличные операции на сумму более 5 тыс. евро – только безнал с полной идентификацией плательщика. Если таких документов нет – таможенники вправе “фантазировать”, – пояснил Сергей Креймер.
По европейской методике, которая с недавних пор применяется и в Украине, при определении таможенной стоимости авто учитывается также его доставка. “Берутся стандартные для ЕС тарифы. К примеру, доставка из Италии в Украину оценивается в1,2-1,3 тыс. евро, из Франции и Испании – до 1,5 тыс. евро, из Португалии – около 2 тыс. Германия, Польша, Прибалтика идут до 1 тыс. евро. Если человек съездил за авто сам, он не может подтвердить документально, сколько потратил на дорогу. И ему считают по общим тарифам. Это тоже составляющая завышенной цены”, – пояснил Креймер.
В понимании же рядовых украинцев, которые за свои деньги доставили авто из Европы, включение этих трат в стоимость машины – вообще нонсенс.
“Я провел несколько дней за рулем, не ел, не спал, и мне же еще за это нужно платить, так что ли получается? Налог на пирожки и бензин? Что же это за система такая?”, – удивляется киевлянин Игорь.
Как может вырасти стоимость иномарки (и, соответственно, налоги на нее) видно из следующего примера. “Мы купили с аукциона для своего клиента Audi A6 2016 года с пробегом 130 тыс. км за 10 тыс. евро. Подсчитали, что таможенная стоимость в Украине с учетом доставки будет 13,5 тыс. Но клиент сказал, что хочет забрать авто сам. В итоге на таможне машину оценили в 26 тыс. евро”, – рассказал Креймер.
Снизить цену таможенники соглашаются, но за определенную плату. В этом случае им помогает все тот же каталог Шваке. “Там есть критерии аварийности, которые позволяют снизить цену. Точно также, есть критерии комплектации, которые позволяют ее повысить”, – говорит Креймер.
Как правило, суммы стартуют с 400-500 евро, но на дорогих авто могут достигать и нескольких тысяч евро.
“Передают, в основном, через брокеров, посредников. Они договариваются. Уже есть десятки “решал”, даже рекламируют свои услуги. Можно заказать “комплекс” – подготовят документы на евроблях и договорятся с таможней за 700-750 евро”, – рассказал “Стране” автогонщик Игорь из Киева.
“Сейчас это как “проездной”. Таких случаев, чтобы кто-то завез авто из Европы и не заплатил я не знаю”, – добавил ивано- франковский автогонщик Василий.
Если предположить, что по минимальной таксе в 400-500 евро платит хотя бы каждый второй, то получается, что за день таможенники кладут себе в карман 540-675 тысяч евро.